Новости


Фонды Музея истории трактора пополнились тематическими книгами: «Ордена Ленина Алтайский тракторный» (И.А. Пустынников, К.Р. Севастьянов, издание  1978 года), «Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе. Страницы истории» (В.В. Библик, издание 2008 года на украинском языке), «Этапы большого пути» (под общей редакцией А.Н. Елисеева, издание 2014 года), «Далекое прошлое и недавнее будущее... Из истории создания тракторов интегральной схемы в России» (А.С. Дурманов, 2014 год).     
 26.10.2015


20 октября, в рамках чествования ветеранов-тракторостроителей, посвященного 40-летию выпуска первого трактора ЧЗПТ Т-330, в Музей истории трактора были приглашены люди, внесшие большой вклад в строительство завода.    
 21.10.2015






 

 


 

7 интересных фактов о тракторах 17.01.2025

7 интересных фактов о тракторах

В День детских изобретений Научно-технический музей истории трактора расскажет самые интересные факты о всем известных «легендах» отечественного и зарубежного тракторостроения.

1 факт

Оказывается, производство знаменитой итальянской автомобильной марки «Lamborghini» начиналось с тракторов. Бизнесмен Ферруччо Ламборгини начинал своё дело именно с выпуска сельскохозяйственной техники и только потом решил заняться спортивными моделями машин.

Один из таких тракторов – Lamborghini 1R FL2, 1963 года выпуска – находится в Музее истории трактора. Напоминаем, выставка временная, поэтому советуем вам поспешить в музей и увидеть уникальную модель вживую!

2 факт

Как появилось слово «бульдозер»? Впервые слово «бульдозер» появилось в русском языке в 50-е годы XX в. и пришло к нам из Англии, где «bulldozer» образовано от глагола «bulldoze», что в переводе значит «дробить на крупные куски» или «разбивать крупные куски земли».

Бульдозер — самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач или другое шасси с навесным рабочим оборудованием. Такая техника позволяла выполнять массу действий в кратчайшие сроки.

3 факт

Тракторные заводы играли большую роль в экономике СССР, особенно в период Великой Отечественной войны. В тяжелые военные годы многие тракторные заводы перестроились под производство военной техники. Производства эвакуировались, создавались новые площадки.

В связи с временной нехваткой боевой техники в 1941 году в Одессе сконструировали танк НИ-1, что означает «На испуг». НИ-1 представлял собой гусеничный трактор, который обкладывали стальными листами, а для большего устрашения машины выступали под вой сирен с включёнными фарами.

Над созданием подобных образцов техники работали и в НАТИ. Одна из таких моделей была разработана на базе сельскохозяйственного трактора СХТЗ-НАТИ.

4 факт

Самый крошечный трактор. Такой образец был создан изобретателем, работы которого представлены в Книге рекордов Гиннесса – Эдуардом Казаряном. Точная копия стальной машины размещена на зернышке пшеницы, на флаге трактора расположена надпись: «Больше хлеба родной стране».

Величина трактора – размером с головку булавки. Хранится экспонат в Ереване.

5 факт

Самые большие бульдозеры! Лидирующие позиции в этом списке занимает отечественный гигант – ЧТЗ Т-800. Трактор имеет следующие характеристики: 103 тонны, с оборудованием; 820 л. с., длину – 12,4 м., ширину – 4,1 м. Т-800 выпускался на Челябинском тракторном заводе и предназначался для работы в скальных грунтах.

ЧЕТРА Т40 – сочетание мощного двигателя, 590 л. с., с огромной емкостью отвала, 21 м3, позволили добиться высочайшей производительности при сохранении легкости управления и комфорта работы оператора. В длину машина, созданная для золото- и угледобывающей промышленности, без навесного оборудования достигает 6,05 м., а в ширину – 3,3 м. Эксплуатационная масса без оборудования составляет 70,3 т.

6 факт

Все на гонки! Регулярно в Ростовской области проводятся гонки на тракторах. Зрелищное мероприятие под названием «Бизон-Трек-Шоу» собирает любителей техники со всей страны. В заездах принимают участие водители, которые преодолевают трамплины, крутые повороты, различные препятствия на большой скорости. Одна из главных целей таких гонок – популяризация профессии механизатора и привлечение внимания молодежи к агропромышленной отрасли.

Интересный факт: в 2016 году журнал «Вокруг света» включил гонки на тракторах в рейтинг «155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами».

7 факт

Почему на тракторе «Универсал У-2», находящемся в экспозиции Музея истории трактора, расположена надпись «Победа»? Вначале немного истории. Трактор «Универсал» выпускался на заводе «Красный путиловец» в г. Ленинград с 1934 по 1940 годы, а с 1944 по 1955 изготавливался Владимирским тракторным заводом (ВТЗ). Техника предназначалась для междурядной обработки сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур. «Универсал» не просто облегчил жизнь труженикам села, он стал одной из стартовых моделей в производстве лёгких, универсальных пропашных тракторов широкого профиля применения, ставших самым распространенным типом техники в стране на многие десятилетия.

На радиаторе трактора имеется надпись «Победа» – знак гордости и уважения к подвигу всех тех, кто внёс вклад в общую Победу. 9 мая 1945 года на ВТЗ была выпущена серия из 500 подобных тракторов.

Ещё больше интересных фактов вы узнаете в Музее истории трактора! Ждем вас по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, 1, корп. 2.


Возврат к списку