Новости


В Моргаушском округе в 30-50-е годы работала МТС, на которой активно себя показали местные женщины. Некоторые из них удостоены почетных званий и государственных наград. Вот рассказ об одной из них.
 25.05.2025


Продолжим рубрику о женщинах трактористках Чувашии на примере Аликовского муниципального округа. Свой героический труд на помощь фронту они оценивали, как обычную работу, которая нужна родной стране.
 20.05.2025






 

 


 

17.06.2020

АМЕРИКАНСКИЙ ХЛЕБОРОБ НА ПОЛЯХ СТРАНЫ СОВЕТОВ

17 июня 1930 года стало знаменательной вехой в истории отечественного тракторостроения. тогда, 90 лет назад, с конвейера Сталинградского тракторного завода сошел первенец предприятия – пахотная модель СТЗ 15/30. 

Появлению трактора СТЗ 15/30 предшествовала долгая история. И есть в ней страницы, связанные с голодом. Факт – в начале XX века Россия постоянно недоедала. Положение страны усугубилось в годы сражений Первой мировой войны, последовавшей затем революции, гражданской войны и разрухи. Одной из причин бедствия являлось крайняя отсталость в области механизации труда: страна во многом продолжала полагаться на живую тяговую силу. Например, на момент 1925 года, как показывали в свое время исследования комиссии Госплана, во всех российских губерниях ощущался дефицит в 4,4 млн. лошадиных сил, из-за чего сельское хозяйство продолжало оставаться крайне неэффективным, тогда как экономическая отдача агросектора США и Европы была несравненно выше благодаря высокой степени тракторизации. Конечно, развести миллионы голов дополнительных коней было утопией – большинство посевных площадей пришлось бы попросту занять таким «энергоносителем» как овес. Но чем кормить при этом людей? Ведь народонаселение государства достигло планки в 145 млн. человек? Ответ имелся один – срочно пересадить крестьян на железных коней.
 
ПОБЕДИТЕЛЬ ОПРЕДЕЛИЛСЯ В КОНКУРСЕ 
К сожалению, «новая экономическая политика», проводившаяся в СССР, решить проблему механизации села в сжатые сроки не могла при всем желании – к 1928 году в сфере промышленного производства СССР заметно отстал от западных стран. Причем даже больше, чем в 1913 году! Беспристрастные цифры статистики рост показывают, что рост основных производственных фондов в 20-е гг. находился в интервале 1-2% в год, отчего увеличивалось отставание Советского Союза от Западных стран. На мировой арене явно вызревала новая война. Чтобы не погибнуть, к концу 1920-х гг. страна в интересах национальной безопасности вынужденно избирает планово-директивное развитие путем интенсивной индустриализации и коллективизации. Появление в СССР крупных агрохозяйств – колхозов и совхозов – требовало большого количества мощных машин. В нашей стране на тот момент имелись производства, выпускавшие пахотные машины – Краснопутиловский завод в Ленинграде, «Красный прогресс» в Запорожье и завод «Возрождение» в городе Маркс. Однако все три предприятия являлись откровенно слабыми, едва производящими полукустарным способом несколько сотен единиц в год тракторов марки «Фордзон-Путиловец» в 20 л.с. (копия керосинового американского «Fordson F»), «Запорожец» и «Карлик» (отечественные конструкции, работающие на сырой нефти, мощностью в 12 л.с.). Помимо прочего, механизмы не отличались особым качеством – сказывалось отставание в области современных технологий литья сплавов с требуемыми характеристиками, отсутствие на заводах поточных конвейеров и обрабатывающего оборудования нужных типов. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать – изготовление сотен тысяч тракторов силами имевшихся в стране предприятий могло привести к фатальному проигрышу на мировой арене. Требовалось в кратчайшие сроки создать или перенять более совершенные технологии и запустить на своей земле современные, мощные производства, оснащенные по последнему слову машиностроительной науки. Для решения вопроса в СССР создается комиссия правительства, нацеленная на решение задачи по выбору оптимального образца трактора, а также для закупки промышленного оборудования и технологий за рубежом для развития современных тракторостроительных заводов. Параллельно, для сервисного сопровождения машин, в государстве развертывалась сеть машинно-тракторных станций. Определить тип трактора решили в ходе Всесоюзного конкурса по испытанию тракторов. Главным условием при выборе машины являлась ее универсальность. Очевидными фаворитами стали четыре конструкции – шведский «Avance 30-35 HP», немецкий «Hanomag WD R26», а также американские тракторы «Rumely Oil Pull 40/60» и «McCormick-Deering 15/30». Первым из состязаний выпал шведский трактор – выяснилось, что при больших тяговых усилиях передок «Avance 30-35 HP» задирался, ухудшалась его управляемость, а из выхлопной трубы вылетали искры, воспламеняющие траву. У «Rumely Oil Pull 40/60» на полевых работах часто выходил из строя задний мост. «Hanomag WD R26» был надежен, но крайне сложен в производстве. Всех обошел «McCormick-Deering 15-30» американской компании «International Harvester», отличавшийся большой мощностью на крюке, обладавшей способностью работать с широкой палитрой сельхозорудий. Кроме того, все агрегаты трактора – керосиновый двигатель, коробка передач, рулевое управление – представляли собой модульные узлы. При необходимости части легко демонтировались и быстро заменялись, облегчая механизаторам ремонт в полевых условиях. 
 
ПЕРВЫЙ С КОНВЕЙЕРА 
Места для возведения двух мега-предприятий по выпуску советской версии «McCormick-Deering 15-30» определили в городах Сталинград и Харьков. Строительство велось с привлечением крупнейшей в мире американской проектно-архитектурной компании «Albert Kahn Inc.», помогавшей советским специалистам освоить прогрессивную технологию каркасных конструкций. Этот метод, разработанный знаменитым архитектором Альбертом Каном, в 30-е годы параллельно с нами перенимали в Европе также французы и немцы. Он позволял быстро проектировать огромные предприятия и молниеносно их возводить. Уже к февралю 1930 года строительные работы в Сталинграде завершились, началось насыщение цехов оборудованием. Энергично двигались работы и в Харькове. Для наладки конвейеров с заводов Генри Форда пригласили сотни специалистов. Американцы легко согласились переехать в СССР – Советы платили приличную зарплату, и многие ехали в Сталинград спасаясь от экономической депрессии в США. Пуск Сталинградского тракторного завода состоялся 17 июня 1930 года, когда с конвейера промышленного гиганта сошел первый трактор марки СТЗ 15/30 (СТЗ-1), что стало огромным праздником для всей страны. Эту единицу заводчане, с горделивой надписью на радиаторе «Первый с конвейера», по железной дороге отправили в Москву, где она своим ходом далее дошла по Мясницкой улице до Большого театра, где проходил XVI съезд компартии, и там трактор две недели демонстрировалась как достижение первой пятилетки в СССР. По окончании съезда машину передали на вечное хранение в Музей революции, где она находится и поныне. Еще один трактор из первых партий сегодня экспонируется в Научно-техническом музее истории трактора в Чебоксарах. 

СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ ПРИШЛОСЬ ЗАСУЧИТЬ РУКАВА 
Сталинградский гигант был запущен. Но вот дальше… Дальше завод буквально застыл! При проектной мощности 144 трактора в сутки, предприятие еле-еле выдавало… 20 машин. Сказались просчеты в организации управлением производства, плохо отлаженные технологические процессы, отсутствие опыта использования новой техники, переоценка роли конвейера. Большим тормозом стала и «социалистическая уравниловка», когда на заводе имелись производственно-трудовые коммуны, в которых все было общим, а зарплату коммунары получали на одну книжку. Естественно, что в условиях промпроизводства подобные методы мотивации рабочего персонала совершенно не годились. Расшить проблемные узлы в апреле 1931 года в Сталинград прибыл лично председатель ВСНХ Серго Орджоникидзе, курировавший в Советской России машиностроение. Он сумел в кратчайшие сроки решить кадровые вопросы, покончил с «уравниловкой», внедрил хозрасчет, наладил логистические процессы на предприятии. Благодаря энергичным мерам, через год, к апрелю 1932 года, СТЗ вышел на проектную мощность и стал работать как часы. Опыт завода стал хорошим уроком, который затем распространили на все конвейерные производства Советского Союза. В частности, пригодились наработки сталинградских тракторостроителей при пуске Харьковского тракторного завода в октябре 1931 года. Здесь стала выпускаться та же модель трактора, что и в Сталинграде – «McCormick-Deering 15-30», получившая индекс ХТЗ 15/30 (впоследствии оба трактора в официальной документации получили общую аббревиатуру СХТЗ 15/30, расшифровывавшуюся как Сталинградский и Харьковский тракторные заводы). Модель производилась на двух заводах до 1937 гг. После войны сборка трактора также осуществлялась с 1948 по 1950 гг. «Вторым авторемонтным заводом» (г. Москва). Всего в СССР произвели 397500 единиц.
 
ТОЛЬКО ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЬ! 
С 1932 года закупки импортных тракторов прекратилась, отечественные заводы стали поставлять сельскому хозяйству через машинно-тракторные станции свыше 60 тысяч тракторов ежегодно, в основном марки СХТЗ 15/30. Тракторный парк сельского хозяйства к 1936 году достиг показателя в 7,6 млн. лошадиных сил. Отныне на полях страны Советов властвовал железный конь. Механизация обработки почвы тракторами СХТЗ 15/30 дала возможность высвободить из села миллионы рабочих рук, требовавшихся на строительстве новых и новых заводов по всей стране. Причем, даже при меньшем количестве рук в сельском хозяйстве, валовой сбор зерновых, благодаря тракторам, теперь уверенно зашкаливал за отметку в 50 млн. тонн, что позволило, наконец, накормить население державы и успеть провести до 1941 году индустриализацию. Недаром впоследствии по всей стране трактору-кормильцу СХТЗ 15/30 устанавливали памятники – машина на славу потрудилась, навсегда вытеснив с наших полей деревянную соху и лошадь.

Возврат к списку