Новости


Что нужно при себе иметь для посещения музея? Обыкновенный карандаш и хорошее настроение!
 28.05.2014


Состоялась ежегодная  церемония награждения лучших учеников, учителей и родительских комитетов – «Вектор успеха».
 28.05.2014






 

 


 

27.07.2017

РОЖДЕННЫЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

«В мельчайших деталях помню эпизод, как снималась знаменитая «тракторная дуэль» в фильме «Дело было в Пенькове», – рассказывает легендарная актриса и режиссер Светлана Дружинина. – Народу из окрестных деревень поглазеть на действо стеклось видимо-невидимо – всем хотелось увидеть, как артисты Вячеслав Тихонов и Юрий Медведев будут перетягивать друг друга на гусеничных машинах. Когда актеры сели за рычаги тракторов, зрители взволновались. А особенно трактористы, пригнавшие технику. Но все обошлось благополучно – ни один агрегат на съемках не пострадал. Впоследствии кинокритики, в том числе иностранные, единодушно признавали – столь высокой по накалу сцены с участием тракторов никто в мире еще не создавал. Но чтобы отыграть фрагмент, как по нотам, до начала съемок артистам пришлось серьезно изучить «матчасть». Для чего к съемочной группе прикрепили двух механизаторов с тракторами из МТС Клинского района Московской области. Они давали уроки вождения актерам и даже сами снимались в некоторых эпизодах. Cледует отдать дань уважения Вячеславу Тихонову: он в совершенстве овладел всеми приемами виртуозного вождения гусеничной машины и мастерски управлял ею. «Кто видел фильм, помнит, что закончилась «тракторная дуэль» поломкой машины Матвея Морозова, – вспоминает в беседе со специалистами Музея истории трактора Светлана Дружинина, сыгравшая роль Ларисы Морозовой. – На самом деле машину, конечно, портить не стали. Сначала сцепили машины по-настоящему и начали тянуть друг друга так, что оба трактора ушли в землю почти на вершок. Затем машины перецепили, чтобы в нужный момент «серьга» отлетела. Станислав Ростоцкий снял сцену с пятого дубля. Но время было потрачено не зря – выглядит все очень и очень реалистично. И заметьте – никаких компьютерных эффектов». Трактор, о котором идет речь, – это ДТ-54. Именно он стал одним из главных героев фильма «Дело было в Пенькове» о жизни российской глубинки в 50-х годах прошлого века. Заводами СССР было выпущено свыше 957900 единиц ДТ-54. Один из них долгие годы трудился в Моргаушском районе Чувашии, а в 2011 году был подарен Музею истории трактора Главой Чувашии Михаилом Игнатьевым.
 
                                                                                                                   Дизель экономичнее 
Ранее на нашем сайте мы рассказывали о предшественнике ДТ-54 – гусеничном тракторе СХТЗ-НАТИ. Это первая полностью отечественная машина, выпускавшаяся массово на двух тракторных заводах страны. Она отличалась высокой проходимостью, имела высокое тяговое усилие. Однако вот двигатель трактора, керосиновый мотор 1-МА, отличался прожорливостью. Дизельный двигатель перед керосиновым имеет неоспоримые преимущества: он примерно на треть экономичнее и у него отсутствует система зажигания, что уменьшает число возможных неисправностей при эксплуатации и, соответственно, сокращает простой. В конце 30-х годов в нашей стране выпускалось несколько видов дизельных двигателей. Но больше они подходили для использования на танках и больших тракторах. Так и пошел СХТЗ-НАТИ в серию с керосиновым мотором 1-МА. Более эффективный дизельный двигатель намечалось сделать к концу 1941 года. Но планы нарушились из-за войны. 

                                                                                                                   «Давайте машину!» 
История создания ДТ-54, без сомнения, героична. Невозможно поверить, но к его разработке приступили во время войны. Вдумайтесь – в то самое время, когда полыхала война и казалось, что больше следует заботиться о танках и самолетах, а не о мирных тракторах! Преодолевая неимоверные трудности, группа конструкторов Сталинградского и Харьковского тракторных заводов начала работы над новой машиной в начале 1942 года. Возглавил коллектив разработчиков главный конструктор ХТЗ Михаил Сидельников, которому пришлось в условиях эвакуации сначала в Сталинграде, а затем, в связи с наступлением врага на Волгу, в алтайском городе Рубцовске (здесь во время войны развернулось строительство нового тракторного завода страны) заниматься вопросами создания ДТ-54. Летом 1942 года конструкторское бюро Алтайского тракторного завода чуть не лишилось основных специалистов. В конце августа конструкторы отправились на испытательную станцию. В тот день к заводу подошла «полуторка», за рулем которой сидела молоденькая девушка. Как выяснилось, она только-только получила права. Конструкторы и инженеры запрыгнули в кузов, а Михаил Сидельников сел в кабину ЗИСа. Дорогу от завода до станции пересекали железнодорожные пути, по которым слева, пыхтя, медленно приближался к переезду длинный эшелон. «Полуторка» стала то замедлять, то ускорять ход – видимо, шофер мучительно решал вопрос: успеет проскочить или нет? Наконец выбор был сделан: за считаные метры от переезда «лихой» водитель надавил педаль газа, и… грузовичок заглох прямо на рельсах. Спустя несколько мгновений паровоз врезался в бок и принялся крушить и корежить ЗИС, волоча его по шпалам. По счастью, никто не погиб, работа над ДТ-54 не прервалась ни на секунду из-за трагической случайности. К 1944 году разработали и собрали четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-54, который затем установили на опытный экземпляр машины. Мотор потреблял на 40% меньше горючего, чем 1-МА (один ДТ-54 в мехпарке позволял экономить в год до 10 тонн жидкого топлива при такой же нагрузке, как СХТЗ-НАТИ). При этом солярка намного дешевле керосина. Конструкторам удалось достичь унификации свыше 70% деталей нового двигателя со старым, что позволило в дальнейшем быстро перейти на производство новой модели трактора. Также ДТ-54 получил новую пятискоростную коробку передач, расширявшую палитру возможностей машины при агрегатировании с прицепным оборудованием. Ходовую систему с небольшими изменениями ДТ-54 унаследовал от СХТЗ-НАТИ. В апреле 1945 года Михаила Сидельникова вызвали на коллегию в Наркомат среднего машиностроения для доклада о результатах испытаний. После всестороннего изучения опытного образца ДТ-54 народный комиссар среднего машиностроения СССР Степан Акопов дал лестные оценки трактору и одобрительно сказал: «Быстрее заканчивайте эксперименты и давайте машину!» 

                                                                                                                   Трактор Победы 
К 1947 году машина была полностью готова. Но вот где ее выпускать? Сталинградский и Харьковский тракторные заводы фашисты натурально сравняли с землей. В 1944 году СТЗ и ХТЗ более-менее восстановились и начали собирать первые партии тракторов СХТЗ-НАТИ, буквально по несколько сотен в год – капля в море, если сравнить с довоенными темпами, когда производилось свыше ста единиц в сутки. Планомерно восстанавливая цеха заводов, сталинградцы и харьковчане готовились к переходу на выпуск ДТ-54. В августе 1949 года первую серийную машину дали харьковчане, а 7 ноября того же года по площади Павших борцов Сталинграда мимо ликующих и плачущих людей прошла первая колонна ДТ-54 уже сталинградской сборки. Эмоции горожан можно понять – новый трактор символизировал не только значимый машиностроительный прорыв, но и Великую Победу. С 1950 года выпуск ДТ-54 стартовал и на Алтайском тракторном заводе. В марте 1950 года за разработку конструкции и промышленное освоение ДТ-54 Совет Министров СССР присудил Сталинскую премию создателям трактора Михаилу Сидельникову, Виктору Каргополову, Николаю Петровскому, Алексею Платонову, Эдуарду Саркисянцу и Ханине Тейтельбауму. Об Алексее Платонове стоит рассказать отдельно. Уроженец Ядринского района Чувашии, выпускник МВТУ им. Баумана, начал работать на СТЗ с 1932 года в должности инженера-конструктора, а затем возглавил КБ шасси и ходовых систем. Именно под его руководством разработана знаменитая «русская каретка» тракторов СХТЗ-НАТИ и тягача СТЗ-5, которая по сию пору остается актуальной. В 1941-1944 гг. Платонов возглавлял танковую лабораторию СТЗ, занимавшуюся адаптацией тракторного завода под военные нужды. В 1944 году Алексей Кузьмич назначается заместителем главного конструктора СТЗ и немедленно приступает к работам по освоению производства нового трактора. Параллельно Платонов вел огромную работу по совершенствованию дизеля Д-54. В 1949 году он стал главным конструктором Сталинградского тракторного завода. 

                                                                                                                   Выносливый и простой 
На керосиновом СХТЗ-НАТИ раньше только лучшие механизаторы могли вспахать за сезон 1200-1500 гектаров. На ДТ-54 даже тракторист средней квалификации осиливал 2 тысячи гектаров. Поражала и выносливость «54-ки»: до замены деталей поршневой группы она легко отхаживала 4000 моточасов. ДТ-54 были востребованы не только в сельском хозяйстве – они восстанавливали разрушенные города, строили новые дороги. Но особенно хорошо показали себя при освоении целинных и залежных земель в 50-х годах. Нашли признание и за рубежом – их закупали 36 стран мира. В Китае тракторная летопись страны вообще стартовала с этого трактора, ставшего первой массовой машиной, выпускавшейся в Поднебесной. Китайцы, получив необходимую документацию на трактор, локализовали производство ДТ-54 у себя и даже перещеголяли СССР, выпустив свыше миллиона единиц. Во Вьетнаме ДТ-54 вообще стал культовой машиной, бережно эксплуатировался вплоть до 80-х годов, устанавливался в качестве техпамятников во многих уголках страны и удостоился права попасть на денежную банкноту. «А знаете, я с удовольствием бы встретилась вновь с ДТ-54, так много воспоминаний с ним связано, – сказала Светлана Дружинина. – Постараюсь обязательно посетить Музей истории трактора. Даже готова оставить автограф на борту легендарной «54-ки», «пропахавшей» значимый след не только в кинематографе, но и в истории всего мирового тракторостроения».

Возврат к списку