Новости


Нехватка многофункциональных квалифицированных молодых кадров, необходимость совершенствования действующих образовательных стандартов подготовки технических специалистов, а также разработка механизмов вовлечения молодежи в инновационную производственную деятельность – эти и другие вопросы стали ключевыми темами круглого стола, состоявшегося 26 июля под эгидой Чувашского регионального отделения «Союза машиностроителей России» на базе Музея истории трактора
 28.07.2017


«В мельчайших деталях помню эпизод, как снималась знаменитая «тракторная дуэль» в фильме «Дело было в Пенькове», – рассказывает легендарная актриса и режиссер Светлана Дружинина. – Народу из окрестных деревень поглазеть на действо стеклось видимо-невидимо – всем хотелось увидеть, как артисты Вячеслав Тихонов и Юрий Медведев будут перетягивать друг друга на гусеничных машинах.
 27.07.2017





Партнёры





27.07.2017

РОЖДЕННЫЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

«В мельчайших деталях помню эпизод, как снималась знаменитая «тракторная дуэль» в фильме «Дело было в Пенькове», – рассказывает легендарная актриса и режиссер Светлана Дружинина. – Народу из окрестных деревень поглазеть на действо стеклось видимо-невидимо – всем хотелось увидеть, как артисты Вячеслав Тихонов и Юрий Медведев будут перетягивать друг друга на гусеничных машинах. Когда актеры сели за рычаги тракторов, зрители взволновались. А особенно трактористы, пригнавшие технику. Но все обошлось благополучно – ни один агрегат на съемках не пострадал. Впоследствии кинокритики, в том числе иностранные, единодушно признавали – столь высокой по накалу сцены с участием тракторов никто в мире еще не создавал. Но чтобы отыграть фрагмент, как по нотам, до начала съемок артистам пришлось серьезно изучить «матчасть». Для чего к съемочной группе прикрепили двух механизаторов с тракторами из МТС Клинского района Московской области. Они давали уроки вождения актерам и даже сами снимались в некоторых эпизодах. Cледует отдать дань уважения Вячеславу Тихонову: он в совершенстве овладел всеми приемами виртуозного вождения гусеничной машины и мастерски управлял ею. «Кто видел фильм, помнит, что закончилась «тракторная дуэль» поломкой машины Матвея Морозова, – вспоминает в беседе со специалистами Музея истории трактора Светлана Дружинина, сыгравшая роль Ларисы Морозовой. – На самом деле машину, конечно, портить не стали. Сначала сцепили машины по-настоящему и начали тянуть друг друга так, что оба трактора ушли в землю почти на вершок. Затем машины перецепили, чтобы в нужный момент «серьга» отлетела. Станислав Ростоцкий снял сцену с пятого дубля. Но время было потрачено не зря – выглядит все очень и очень реалистично. И заметьте – никаких компьютерных эффектов». Трактор, о котором идет речь, – это ДТ-54. Именно он стал одним из главных героев фильма «Дело было в Пенькове» о жизни российской глубинки в 50-х годах прошлого века. Заводами СССР было выпущено свыше 957900 единиц ДТ-54. Один из них долгие годы трудился в Моргаушском районе Чувашии, а в 2011 году был подарен Музею истории трактора Главой Чувашии Михаилом Игнатьевым.
 
                                                                                                                   Дизель экономичнее 
Ранее на нашем сайте мы рассказывали о предшественнике ДТ-54 – гусеничном тракторе СХТЗ-НАТИ. Это первая полностью отечественная машина, выпускавшаяся массово на двух тракторных заводах страны. Она отличалась высокой проходимостью, имела высокое тяговое усилие. Однако вот двигатель трактора, керосиновый мотор 1-МА, отличался прожорливостью. Дизельный двигатель перед керосиновым имеет неоспоримые преимущества: он примерно на треть экономичнее и у него отсутствует система зажигания, что уменьшает число возможных неисправностей при эксплуатации и, соответственно, сокращает простой. В конце 30-х годов в нашей стране выпускалось несколько видов дизельных двигателей. Но больше они подходили для использования на танках и больших тракторах. Так и пошел СХТЗ-НАТИ в серию с керосиновым мотором 1-МА. Более эффективный дизельный двигатель намечалось сделать к концу 1941 года. Но планы нарушились из-за войны. 

                                                                                                                   «Давайте машину!» 
История создания ДТ-54, без сомнения, героична. Невозможно поверить, но к его разработке приступили во время войны. Вдумайтесь – в то самое время, когда полыхала война и казалось, что больше следует заботиться о танках и самолетах, а не о мирных тракторах! Преодолевая неимоверные трудности, группа конструкторов Сталинградского и Харьковского тракторных заводов начала работы над новой машиной в начале 1942 года. Возглавил коллектив разработчиков главный конструктор ХТЗ Михаил Сидельников, которому пришлось в условиях эвакуации сначала в Сталинграде, а затем, в связи с наступлением врага на Волгу, в алтайском городе Рубцовске (здесь во время войны развернулось строительство нового тракторного завода страны) заниматься вопросами создания ДТ-54. Летом 1942 года конструкторское бюро Алтайского тракторного завода чуть не лишилось основных специалистов. В конце августа конструкторы отправились на испытательную станцию. В тот день к заводу подошла «полуторка», за рулем которой сидела молоденькая девушка. Как выяснилось, она только-только получила права. Конструкторы и инженеры запрыгнули в кузов, а Михаил Сидельников сел в кабину ЗИСа. Дорогу от завода до станции пересекали железнодорожные пути, по которым слева, пыхтя, медленно приближался к переезду длинный эшелон. «Полуторка» стала то замедлять, то ускорять ход – видимо, шофер мучительно решал вопрос: успеет проскочить или нет? Наконец выбор был сделан: за считаные метры от переезда «лихой» водитель надавил педаль газа, и… грузовичок заглох прямо на рельсах. Спустя несколько мгновений паровоз врезался в бок и принялся крушить и корежить ЗИС, волоча его по шпалам. По счастью, никто не погиб, работа над ДТ-54 не прервалась ни на секунду из-за трагической случайности. К 1944 году разработали и собрали четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-54, который затем установили на опытный экземпляр машины. Мотор потреблял на 40% меньше горючего, чем 1-МА (один ДТ-54 в мехпарке позволял экономить в год до 10 тонн жидкого топлива при такой же нагрузке, как СХТЗ-НАТИ). При этом солярка намного дешевле керосина. Конструкторам удалось достичь унификации свыше 70% деталей нового двигателя со старым, что позволило в дальнейшем быстро перейти на производство новой модели трактора. Также ДТ-54 получил новую пятискоростную коробку передач, расширявшую палитру возможностей машины при агрегатировании с прицепным оборудованием. Ходовую систему с небольшими изменениями ДТ-54 унаследовал от СХТЗ-НАТИ. В апреле 1945 года Михаила Сидельникова вызвали на коллегию в Наркомат среднего машиностроения для доклада о результатах испытаний. После всестороннего изучения опытного образца ДТ-54 народный комиссар среднего машиностроения СССР Степан Акопов дал лестные оценки трактору и одобрительно сказал: «Быстрее заканчивайте эксперименты и давайте машину!» 

                                                                                                                   Трактор Победы 
К 1947 году машина была полностью готова. Но вот где ее выпускать? Сталинградский и Харьковский тракторные заводы фашисты натурально сравняли с землей. В 1944 году СТЗ и ХТЗ более-менее восстановились и начали собирать первые партии тракторов СХТЗ-НАТИ, буквально по несколько сотен в год – капля в море, если сравнить с довоенными темпами, когда производилось свыше ста единиц в сутки. Планомерно восстанавливая цеха заводов, сталинградцы и харьковчане готовились к переходу на выпуск ДТ-54. В августе 1949 года первую серийную машину дали харьковчане, а 7 ноября того же года по площади Павших борцов Сталинграда мимо ликующих и плачущих людей прошла первая колонна ДТ-54 уже сталинградской сборки. Эмоции горожан можно понять – новый трактор символизировал не только значимый машиностроительный прорыв, но и Великую Победу. С 1950 года выпуск ДТ-54 стартовал и на Алтайском тракторном заводе. В марте 1950 года за разработку конструкции и промышленное освоение ДТ-54 Совет Министров СССР присудил Сталинскую премию создателям трактора Михаилу Сидельникову, Виктору Каргополову, Николаю Петровскому, Алексею Платонову, Эдуарду Саркисянцу и Ханине Тейтельбауму. Об Алексее Платонове стоит рассказать отдельно. Уроженец Ядринского района Чувашии, выпускник МВТУ им. Баумана, начал работать на СТЗ с 1932 года в должности инженера-конструктора, а затем возглавил КБ шасси и ходовых систем. Именно под его руководством разработана знаменитая «русская каретка» тракторов СХТЗ-НАТИ и тягача СТЗ-5, которая по сию пору остается актуальной. В 1941-1944 гг. Платонов возглавлял танковую лабораторию СТЗ, занимавшуюся адаптацией тракторного завода под военные нужды. В 1944 году Алексей Кузьмич назначается заместителем главного конструктора СТЗ и немедленно приступает к работам по освоению производства нового трактора. Параллельно Платонов вел огромную работу по совершенствованию дизеля Д-54. В 1949 году он стал главным конструктором Сталинградского тракторного завода. 

                                                                                                                   Выносливый и простой 
На керосиновом СХТЗ-НАТИ раньше только лучшие механизаторы могли вспахать за сезон 1200-1500 гектаров. На ДТ-54 даже тракторист средней квалификации осиливал 2 тысячи гектаров. Поражала и выносливость «54-ки»: до замены деталей поршневой группы она легко отхаживала 4000 моточасов. ДТ-54 были востребованы не только в сельском хозяйстве – они восстанавливали разрушенные города, строили новые дороги. Но особенно хорошо показали себя при освоении целинных и залежных земель в 50-х годах. Нашли признание и за рубежом – их закупали 36 стран мира. В Китае тракторная летопись страны вообще стартовала с этого трактора, ставшего первой массовой машиной, выпускавшейся в Поднебесной. Китайцы, получив необходимую документацию на трактор, локализовали производство ДТ-54 у себя и даже перещеголяли СССР, выпустив свыше миллиона единиц. Во Вьетнаме ДТ-54 вообще стал культовой машиной, бережно эксплуатировался вплоть до 80-х годов, устанавливался в качестве техпамятников во многих уголках страны и удостоился права попасть на денежную банкноту. «А знаете, я с удовольствием бы встретилась вновь с ДТ-54, так много воспоминаний с ним связано, – сказала Светлана Дружинина. – Постараюсь обязательно посетить Музей истории трактора. Даже готова оставить автограф на борту легендарной «54-ки», «пропахавшей» значимый след не только в кинематографе, но и в истории всего мирового тракторостроения».

Возврат к списку