Новости


27 октября в Музее истории трактора Национальной телерадиокомпанией Чувашии проводилась съемка детского  познавательного проекта «Бухты-барахты».
 29.10.2015


Фонды Музея истории трактора пополнились тематическими книгами: «Ордена Ленина Алтайский тракторный» (И.А. Пустынников, К.Р. Севастьянов, издание  1978 года), «Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе. Страницы истории» (В.В. Библик, издание 2008 года на украинском языке), «Этапы большого пути» (под общей редакцией А.Н. Елисеева, издание 2014 года), «Далекое прошлое и недавнее будущее... Из истории создания тракторов интегральной схемы в России» (А.С. Дурманов, 2014 год).     
 26.10.2015






 

 


 

11.10.2017

И В САДУ И В ОГОРОДЕ: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ «ХТЗ-7»

Посетители Музея истории трактора часто задают вопрос – в экспозиции присутствуют два однотипных трактора ХТЗ-7. Одна из «семерок» в окрашена в зеленый цвет, а вторая – в красный. При этом у зеленой на капоте шильдик ХТСЗ, а у красной – ХТЗ. Отчего такая разница?


«Раскраска тракторов данной модели в разные цвета вовсе не прихоть специалистов музея, – объясняет директор Музея истории трактора Альберт Сергеев. – Просто в свое время зеленые «камзолы» получали машины для отечественных и европейских потребителей. Красные же предназначались для Индии и Мексики. А производился ХТЗ-7 сразу двумя предприятиями – Харьковским тракторосборочным заводом (ХТСЗ) и Харьковским тракторным заводом (ХТЗ)», отсюда и разница в шильдиках. Сегодня на свете остались считанные единицы «семерок» в первозданном виде. И две из них экспонируются именно в Музее истории трактора. Машина, выпущенная ХТСЗ в 1952 году, обнаружилась в 2011 году в Тульской области, в городке Венев, на подворье местного жителя. У нее был заклиненный мотор, сгнили крылья, отсутствовало магнето, карбюратор и многие другие оригинальные детали. Благодаря энтузиастам из числа работников ОАО «Промтрактор» удалось в кратчайшие сроки восстановить по имеющимся чертежам ХТЗ-7. С поиском ряда запчастей выручили «самоделкины» – участники конкурса «Кулибин XXI века», проводящегося при Музее истории трактора. Часть деталей изготовили на заводе. Сегодня зеленая «семерка» на ходу и часто участвует в различных мероприятиях, в том числе в ежегодных показах раритетов в «Ночь музеев». А красный экземпляр занял место в главном зале музея, где стоит в ряду других пропашников.
 
                                                                                                     Удивительный трансформер
Производство тракторов ХТЗ-7 началось в 1950 году. Предпосылкой для создания модели стало интенсивное восстановление советского промышленного садоводства после войны. В годы лихолетья многие угодья в стране остались без ухода и вымерзли. Особенно пострадали сады Белорусской и Украинской ССР, а также РСФСР. Для их скорейшего возрождения в большом количестве требовались многофункциональные тракторы 0,4–0,6 тягового класса. В 1947 году перед конструкторами Харьковского тракторного завода поставили задачу создания в наикратчайшие сроки машины нового типа для эксплуатации в садах и огородах, в лесном хозяйстве. Уже к 1950 году коллектив разработчиков Харьковского тракторного завода во главе с главным конструктором Николаем Зубаревым завершил испытания первых образцов машины под индексом ХТЗ-7, тяговой мощностью в 8,5 л.с. Трактор получился по-настоящему уникальным. Помните в «Бриллиантовой руке» смешной момент, когда «легким движением руки брюки превращаются в элегантные шорты»? Так вот харьковская «семерка» умела быстро и легко и трансформироваться как высоте, так и по ширине. Например, чтобы механизаторам было сподручнее трудиться под ветками плодовых деревьев, у ХТЗ-7 переустанавливали направляющие колеса цапфами вверх и тогда дорожный просвет трактора уменьшается до 31 см. Ширину колеи на передних колесах регулировали выдвижением поворотных кулаков передней оси, а задних –путём перестановки задних колес «наизнанку». Сюрпризы «семерки» на этом не заканчиваются. У трактора имеется пять скоростей – 4; 5,29; 6,69 и 12,17 километра в час. Пятая скорость предназначена для работы с прицепным оборудованием для посадки капустной рассады и других саженцев – черепашьи 700 метров в час. ХТЗ-7 обладает еще одним преимуществом – на нем можно перемещаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад. Для этого требуется лишь переставить сиденье и педали в обратную сторону. Обычно трактор трансформировали подобным образом при агрегатировании с отвалом. А чтобы машина сохраняла устойчивость, при работе с тяжелым навесным оборудованием в шины ведущих колес при помощи специального агрегата закачивали… воду (примерно 90 литров). Ну а изюминкой на торте несомненно является наличие у трактора пневматических шин, существенно повысивших комфорт тракториста при работе. Мотор у ХТЗ-7 четырехтактный, двухцилиндровый, работает на бензине. Не мудрствуя лукаво, харьковчане применили при разработке двигателя поршни и шатуны от автомобиля «Победа», а масляный насос позаимствовали у малолитражки «Москвич». Вес трактора с полным баком – 1300 килограмм.
 
                                                                                                           Спасительная гидравлика
До появления «ХТЗ-7», при работе на колесных тракторах «Фордзон Путиловец» и «Универсал» нередко возникали аварийные ситуации, когда машины в доли секунды вставали на дыбы и даже опрокидывались вокруг оси задних колес при зацеплении плугом мощного корневища или большого камня. В таких авариях нередко погибали трактористы, корежилась техника. Подстраховываясь, некоторые механизаторы навешивали впереди машины балласт. Но наличие лишнего груза неизбежно приводит к снижению КПД. В конце 20-х гг. английский изобретатель Генри Фергюсон разработал гидросистему навесного оборудования, предотвращающую возможность переворота легкого трактора вокруг задней оси. В СССР до войны решить этот вопрос не успели. Только в 1949 году Научный автотракторный институт разработал для пропашного трактора ХТЗ-7 гидросистему, включавшую в себя механизмы навески, подъема и опускания сельхозорудий, автоматического регулирования их работы. Гидравлика навесного и полунавесного оборудования, появившаяся на отечественных колесных тракторах, навсегда избавила трактористов от опасных моментов, возникающих в ходе работы. Кроме того, благодаря гидросистеме отпала надобность в помощниках трактористов, ранее сидевших на прицепных плугах и вручную регулировавших глубину заглубления лемехов.

                                                                                                           И даже на гусеничном ходу
Несмотря на то, что ХТЗ-7 разрабатывался отделом главного конструктора Харьковского тракторного завода, выпуск «семерки» осуществлялся другим предприятием – Харьковским тракторосборочным заводом. До 1956 года ХТСЗ собрал 37 000 «семерок» (на ХТЗ сделали 11 тысяч единиц). В 1955 году ХТЗ-7 подвергся коренной модернизации. Новая модель под индексом ДТ-14 получила одноцилиндровый дизельный двигатель, мощностью в 14 л.с., и производилась на Харьковском тракторном заводе с 1955 по 1959 год (собрали 64000 единицы). В 1958 году проект ХТЗ-7 получил дальнейшее развитие в связи с появлением еще более мощного дизеля в 18 л.с. Следующая модель, под индексом ДТ-20, выпускалась с 1958 до 1969 года (248000 единиц). Тракторы ДТ-14 и ДТ-20 не только унаследовали от «семерки» знаменитые способности к разносторонним трансформациям, но и получили, помимо компактного и надежного дизеля, новые возможности. В частности, на базе ДТ-20 создали гусеничную модификацию ДТ-20В для работы на виноградниках. В коробке передач вместо дифференциала она имела механизм поворота, состоящий из фрикционных муфт с электромагнитным включением. Кнопочное управление муфтами значительно облегчало вождение трактора.
 
                                                                                                              Обеспечил страну плодами
Появление широкой палитры отечественных пропашных тракторов тягового класса 0,4 – 0,6 классов помогло стране совершить качественный рывок в деле развития садово-огородного хозяйства страны. Уже к середине 60-х гг. полки советских магазинов стали полниться трехлитровыми банками с соками, различными винами, сиропами, вареньями и соленьями. Жители городов, благодаря высокой механизации садово-огородных хозяйств, получили возможность приобретения в летне-осенний период в достаточном количестве различных видов свежей плодовоовощной продукции. Положа руку на сердце, следует признать: торговля Советского Союза сильно отставала в плане технологий сбережения плодов до новых урожаев. Зачастую на базах почем зря пропадало огромное количество яблок, лука, капусты, моркови и картофеля. Но это другая история, тракторостроения не касающаяся. А вот наши герои – тракторы ХТЗ-7, ДТ-17 и ДТ-20 – внесли неоценимый вклад в повышение объемов производства плодовоовощной продукции. 
Своими возможностями «семерка» и ее ближайшие потомки впечатляли не только советских механизаторов. Тракторы в различных модификациях приобретали большими партиями аграрные хозяйства всех стран Восточной Европы, Латинской Америки, Индии. Уважали ДТ-20 и за «железным занавесом» – советские железные кони хорошо шли в Голландии и Франции, так как советский трактор заметно опережал по конструктиву ряд западных аналогов того времени. Это не преувеличение – в Музее истории трактора имеются тракторы, также выпущенные в 50-х гг. Каждый желающий может легко убедиться – «семерка» и ее модификации по своим возможностям в плане трансформации легко дает фору многим европейским собратьям.

Возврат к списку