Новости


Делегация из китайского города Аньцин (провинция Аньхой) – города-побратима Чебоксар – побывала 18 октября в Музее истории трактора. В столицу Чувашии гости из Поднебесной прибыли для развития нескольких сфер сотрудничества: туризма, авиасообщений, а также в сфере электрического транспорта.
 19.10.2017


Посетители Музея истории трактора часто задают вопрос – в экспозиции присутствуют два однотипных трактора ХТЗ-7. Одна из «семерок» в окрашена в зеленый цвет, а вторая – в красный. При этом у зеленой на капоте шильдик ХТСЗ, а у красной – ХТЗ. Отчего такая разница?

 11.10.2017





Партнёры





29.08.2017

«СТАЛИНЕЦ­ 65»: ПЕРВЫЙ ИЗ РОДА ПРОМЫШЛЕННЫХ

В 1838 году на одной из лесопилок в американском штате Орегон близ Портленда произошел несчастный случай – молодой хозяин предприятия Дэниэл Бест сильно повредил руку. Серьезная травма поставила крест на бизнесе, и парню пришлось перебраться на ранчо брата в Калифорнии. Как ни странно, происшествие на лесопилке в Орегоне в дальнейшем серьезным образом повлияло на… промышленное тракторостроение СССР и Японии в 30-х годах XX века. Казалось бы, какое отношение имел случай с Бестом к машиностроению двух стран? Впрочем, все по порядку. 

«Бегемот» мощностью в 110 лошадиных сил 
Родился Дэниэл Бест в 1838 году в штате Огайо. В 1859 году начал самостоятельную жизнь и нанялся охотником-заготовителем пушнины. Затем промышлял старателем, а позже на скопленные деньги приобрел лесопилку, где и и получил травму. Эта беда, как любил с юмором впоследствии говаривать Бест, заставила его использовать в работе «не руки, а голову». Старший брат Беста, Генри, к которому переехал жить Дэниэл, занимался выращиванием пшеницы. Дело было прибыльным, и никто не выражал недовольства по поводу лишнего рта. Тем не менее Дэниэл не собирался сидеть на шее у родных и вскоре сумел отплатить за добро сторицей. Дело в том, что всем фермерам в округе после сбора урожая приходилось свозить пшеницу для очистки на элеватор городка Юба-сити. Дэниэл Бест смекнул, что не обязательно транспортировать зерно на очистку за тридевять земель, и начал с племянниками мастерить в амбаре компактный сепаратор, а вскоре явил свету механизм собственной конструкции. Этот агрегат позволил брату Беста сэкономить уйму денег. К изобретению затем проявили интерес и другие землевладельцы, и Бест открывает новое дело. Вскоре талантливый и удачливый инженер женится на первой красавице округа, и в 1878 году в семье рождается сын Кларенс, впоследствии, также прославившийся на ниве машиностроения. Изобретение зернового сепаратора сподвигло Дэниэла на создание комбайна на конной тяге, объединяющего в одно целое обмолачивающий и сепарирующий механизмы. Уникальная машина заслужила похвалу фермеров за повышение рентабельности. А Бест не остановился на достигнутом, купил у Remington лицензию на производство парового двигателя и в 1881 году разработал мощный тягач для комбайна. Первый блок из трактора и комбайна он продал за сумасшедшие деньги – 4500 долларов! К 1891 году Дэниэл расширил модельный ряд тракторов марки «Best» до четырех единиц, прикупив завод «San Leandro Plough Co» в городе Сан-Леандро. Самый мощный из тракторов – «Бегемот» – имел 110-сильный двигатель. Продолжая совершенствовать конструкцию своих машин, в 1891 году изобретатель начал экспериментировать с бензиновыми моторами. Свой первый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) Дэниэл разработал в 1896 году и стал серийно собирать тракторы, работающие на бензине. Они пользовались высоким спросом, что обеспечило Бесту в начале XX века годовой доход в 400000 долларов. 

Гусеница Холта 
Тем временем на другом конце Калифорнии начинал трудовую деятельность паренек по имени Бенджамен Холт. Он родился в 1849 году в штате Нью-Гемпшир. В 1864 году один из братьев Бенджамена – Чарльз – открыл в калифорнийском Стоктоне мастерскую «Stockton Wheel Company» по производству деревянных колес для повозок. Впоследствии сюда устроились все другие братья Чарльза. Фирма расширялась и вскоре перепрофилировалась в предприятие по производству стальных ободов для трамвайного завода. Большой вклад в развитие семейного бизнеса внес Бенджамен, всячески совершенствовавший производственные процессы. В 1886 году Бенджамен, после года работы, представил на сельскохозяйственной выставке зерноуборочный комбайн собственной конструкции «Link-Belt Combined Harvester» на конной тяге. Агрегат использовал для передачи мощности от привода к ходовым колесам гибкую ременную передачу, а не шестерни, что в разы повышало надежность конструкции. А в 1890 году Холт создал свой первый паровой трактор «Old Betsy». В 1892 году Бенджамен Холт основывает компанию «Holt Manufacturing Company», производящую тягачи. Холт одним из первых в Америке догадался оснастить тракторы траками. В 1904 году в топях дельты реки Сакраменто Холт испытывал новую модель паровика на металлических гусеницах. Все это фотографировал для рекламных буклетов некий Чарльз Клементс, сказавший о тракторе Холта, что тот «ползет по склону, словно гусеница». Это сравнение понравилось Холту, и вскоре он зарегистрировал торговую марку «Caterpillar» (дословно переводится «гусеница»). 

Гиганты в конкурентной борьбе 
В 1908 году в деловых газетах США появилась сенсационная новость – 70-летний Дэниэл Бест продает бизнес Холту. Правда, при этом старик Бест выдвинул условие – его сын Кларенс, который начинал карьеру изобретателя на фирме отца в 13 лет, займет пост исполнительного директора в Сан-Леандро. Ударили по рукам, так Holt Manufacturing Company приросла новым предприятием. Однако в кресле руководителя младший Бест пробыл недолго – буквально через два года у Кларенса начались трения с Холтом, и он покинул фирму. Кларенс недолго сидел без дела – на имевшиеся деньги в городке Эльмхерст (Калифорния) запустил завод «CL Best Traction Company», где приступил к производству колесных машин, а с 1912 года – гусеничных тягачей. Дэниэл Бест до самой смерти консультировал сына в деле разработки новых конструкций. И именно плодом совместного творчества отца и сына является, без преувеличения, легендарный трактор «Best 60», созданный в 1919 году. Компактная и мощная машина оснащалась четырехтактным четырехцилиндровым двигателем, работающим на лигроине, мощностью в 60 л.с. Масса «Best 60» составляла 9,5 тонны, максимальное тяговое усилие – 4,45 тонны. В 1914 году грянула Первая мировая война. Holt Manufacturing Company и C.L. Best Gas Traction Company стали основными поставщиками тракторов-тягачей, а также двигателей для танков. По окончанию войны доходы Holt Manufacturing Company резко снизились, и Холту пришлось набрать кредитов у банков. Не лучше в финансовом плане обстояли дела и у Кларенса Беста. В 1920 году умирает Холт. Синдикат банков, осуществлявший управление компанией Holt Manufacturing Company, назначает директором Томаса Бакстера. Он сумел стабилизировать дела компании, успешно подписав в 1921 году контракт на вхождение в федеральную программу по строительству дорог. В 1925 году обе конкурирующие компании – «C. L. Best Tractor Company» и «Holt Manufacturing Company» – по решению кредиторов объединяются. Новая фирма получает название «Caterpillar Tractor Co». Генеральным директором назначается Кларенс Лео Бест, проработавший бессменно на этом посту до 1951 года. Даже после объединения двух гигантов продолжается выпуск модели «Best 60», переименованной в 1925 году в «Caterpillar Sixty» («Cat Sixty»). 

Первенец первых пятилеток 
Пока далеко за океаном бушевали конкурентные страсти, в СССР только зарождалась тракторостроительная индустрия. Если с производством машин для сельского хозяйства дела обстояли более или менее благополучно, то для строительства промышленных объектов, дорог, горнодобывающей отрасли техники в СССР практически не существовало. Поэтому в мае 1929 года правительством страны принимается решение о строительстве четвертого тракторного производства в городе Челябинске (после завода «Красный путиловец», Сталинградского и Харьковского тракторных заводов). Над тем, какую машину ставить на конвейер, сомнений ни у кого не возникало – наиболее надежным промышленным трактором в мире тогда был «Cat Sixty». Именно его стали выпускать на ЧТЗ под маркой «Сталинец С-60», и именно он является «прадедушкой» всех челябинских машин. Между прочим, японская компания «Komatsu» тоже начинала свой разбег с освоения модели «Cat Sixty», считающейся предком всех бульдозеров Страны восходящего солнца. В 1937 году ЧТЗ переходит к производству новой, более мощной модели С-65 с дизелем. Преимущества дизеля очевидны – он работает на дешевом топливе, имеет более высокий КПД, намного надежен в конструктивном плане. Вспашка одного гектара подобной машиной значительно дешевле, чем трактором, имеющим двигатель, работающий на лигроине. Да и в эксплуатации дизель куда проще, чем сложный лигроиновый мотор, устанавливавшийся на С-60. Первые трактористы вспоминали, как заводился С-60: специальный ломик вставляли в одно из специальных отверстий в маховике и резко прокручивали коленвал. При неправильно отрегулированном зажигании случались обратные удары, и тракторист рисковал осуществить смертельный полет над капотом «русского американца». Но сначала пришлось решить массу сложных вопросов. Во-первых, дизель из-за высокой степени сжатия всегда оказывается тяжелее карбюраторного мотора, что неизбежно влечет перепроектировку ходовой системы и базы. Во-вторых, огромных усилий требует разработка надежной топливной аппаратуры, которую нужно изготавливать с ювелирной точностью: каждый цикл за 0,002-0,005 секунды под давлением 100 атмосфер в цилиндр впрыскивается от 0,1 до 0,3 грамма топлива. Чтобы добиться этого, зазор, образуемый иглой-распылителем, должен составлять всего 90 микрон. А точность изготовления иглы составляет доли микрона! За помощью в разработке дизеля в 1934 году обратились к Caterpillar Tractor Co. Переговоры закончились безрезультатно. Планируемое в СССР серийное производство дизельных тракторов в несколько раз превышало выпуск Caterpillar, и это беспокоило американцев, боявшихся, что Советский Союз заполонит рынок дешевыми дизелями. Тогда в СССР начинают разрабатывать дизель собственной конструкции, а параллельно приступают к производству отечественных высокоточных станков и оборудования. Вскоре на свет появляется дизель-мотор М-17 мощностью 65 л.с. Уже 14 августа 1935 года опытный образец дизельного трактора С-65 совершает 15-километровый пробег. М-17 легко заводился в 30-градусные морозы от бензинового пускача, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Трехскоростная коробка передач обеспечивала скорость до 7 км/ч. Для наилучшего распределения увеличившегося веса по опорной поверхности базу удлинили, а гусеница получила еще одно звено. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела экспонировался С-65, удостоившийся высшей награды выставки – Гран-при. «Сталинец С-65» широко применялся не только в народном хозяйстве – немало тракторов поставлялось в Красную Армию для транспортировки орудий большого калибра. Всего до 1946 года ЧТЗ выпустил 37626 тракторов «Сталинец С-65». С модели С-65 началась тотальная дизелизация всего тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил СССР всего за два десятилетия первым в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность державы.

Возврат к списку