Новости


Научно-технический музей истории трактора – лучшее место для знакомства с историей. Так, на днях музей посетили студенты Санчурского социально-экономического техникума. Ребята обучаются по специальности «Эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования» и приехали из Кировской области специально, чтобы увидеть уникальные образцы раритетной техники.
 03.10.2024


В рамках деловой поездки директор Научно-технического музея истории трактора Альберт Сергеев встретился с руководством завода.

 29.09.2024






 

 


 

17.06.2015

Первому советскому тракторному заводу - 85!

В 2015 году Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ" (до 1961 года Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского), а сегодня - часть машиностроительного холдинга России "Концерн "Тракторные заводы", отмечает свое 85-летие. За трудовой и ратный подвиги коллектив завода имеет следующие награды: Орден Ленина (17 мая 1932) - за освоение проектной мощности и перевыполнение производственной программы, Орден Ленина (14 января 1970) - за достигнутые успехи в выполнении заданий по обеспечению сельского хозяйства страны тракторами, значительный вклад в развитие отечественного тракторостроения и в связи с выпуском миллионного трактора, Орден Трудового Красного Знамени (8 февраля 1942) - за образцовое выполнение заданий правительства по производству танков и танковых моторов, Орден Отечественной войны I степени (7 февраля 1945) - за выдающиеся заслуги перед Родиной в дни Великой Отечественной войны. 17 июня - знаменательный день в истории тракторостроения. Именно этот день считается Днем рождения Сталинградского тракторного завода. Именно в этот день 85 лет назад с главного конвейера сошел первый трактор СТЗ-1 (СТЗ 15/30), а завод вступил в строй действующих предприятий. А началась большая стройка первого советского специализированного тракторного завода с выступления Ф. Дзержинского, высказавшего 19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП(б) мысль о необходимости такого предприятия. На постройку объекта претендовали города Ростов-на-Дону, Харьков, Таганрог, Воронеж и др. В 1926 году Высший Совет народного хозяйства СССР принял решение о строительстве первого в стране тракторного завода в городе Сталинград (совр. Волгоград). Небывалая по масштабам тех времен стройка развернулась на волжском берегу в 14 км от центра города. 12 июля 1926 года в 7 часов вечера состоялась закладка Сталинградского тракторного завода. Основные работы по проектированию завода были выполнены советскими инженерами (А.М. Богданов, Н.А. Волков, А.А. Дюфур и др.) и фирмой Albert Kahn Inc., основанной знаменитым американским архитектором Альбертом Каном. А первый СТЗ-1, как известно, был отправлен в Москву на промышленную выставку, посвященную XVI партийному съезду. Сопровождать его было поручено сборщику Я. Френкелю и мотористу И. Тоскуеву. Задание почетное и ответственное. Решив подстраховаться, ребята в Москву ехали не в мягком вагоне, как полагалось, а в товарном, вместе с трактором, еще раз проверяя надежность двигателя. Я. Френкель вспоминает шествие по столице: "Возле трактора, чуть прихрамывая, шел начальник механического цеха Грибков...Частенько у него вздрагивало лицо... он бормотал одним уголком рта: "Голову сниму, если трактор станет! Ведь ты ведешь не трактор, ты своими руками ведешь историю..." Трактор не подвел как и заводчане, из года в год ударными темпами осваивающие производство, разрабатывающие новые модели машин. 20 апреля 1932 года СТЗ достиг проектной мощности – выпуска 144 трактора в сутки. В апреле 1933 года завод дал рекордный выпуск машин: 4055 тракторов, т. е. выпускалось по 165 машин в день. К ноябрю 1935 года были сконструированы три первых опытных транспортных трактора СТЗ-5, а к 1838 году завод выпустил уже первые 309 серийных СТЗ-5. 11 июля 1937 года с большого конвейера завода сошел первый гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, получивший высший приз – Гран-При на Всемирной промышленной выставке в Париже (1938). 7 сентября 1940 года на СТЗ была введена в эксплуатацию первая в мире автоматическая линия. Ее автор и создатель – заводской слесарь Иван Петрович Иночкин. Завод с честью выдержал суровые испытания военной поры. СТЗ в короткий срок освоил поточно-конвейерное производство танков Т-34 и дизелей В - 2. С первых дней войны работники завода стали заменять ушедших на фронт. В 1942 году на заводе было сформировано народное ополчение. СТЗ сумел уже с октября 1941 года изготовить и отгрузить ведущей тяжелые бои Красной Армии 1,5 тысячи танков Т-34. За август 1942 года СТЗ выпустил 390 танков. Во время Великой Отечественной войны на СТЗ-5 монтировали реактивные установки залпового огня М-13 («катюши»). В период с 29 сентября по 4 октября 1942 года в результате бомбежек и обстрелов завод полностью был выведен из строя, но уже 12 июня 1943 года тракторозаводцы отправили на фронт первый эшелон отремонтированных танков «Ответ Сталинграда». После восстановления завода, на нем продолжился выпуск мирной техники: 25 сентября 1947 года сошел с конвейера первый трактор ДТ-54, разработанный конструкторами под руководством В.А. Каргаполова и А.К. Платонова, а с 1949 года завод полностью перешел на выпуск ДТ-54. 16 июля 1956 года под руководством главного конструктора Михаила Александровича Шарова была закончена сборка двух опытных тракторов ДТ-75, на серийный выпуск которых завод полностью перешел с 1963 года. 29 мая 1966 года трактору ДТ-75 была присуждена золотая медаль на международной выставке сельскохозяйственной техники в Москве. ДТ-54 и ДТ-75 использовались во многих отраслях народного хозяйства, на освоении целинных земель. История ВгТЗ (в 1961 году Сталинград переименовывают в Волгоград) неразрывно связана с историей страны. Экономические трудности 90-ых коснулись и легендарного завода. Но уже в 1997 году прошел испытания и получил сертификат новый гусеничный сельскохозяйственный трактор ВТ-100. На его базе разработаны пропашная, свекловичная, рисоводческая и торфяная модификации, а 7 апреля 2005 года первый трактор ВТ-200 вышел на поля страны. В марте 2003 года ВгТЗ вошел в производственную структуру ОАО «Агромашхолдинг». Следует особо отметить, что развитие отечественного танкостроения неразрывно связана с ВгТЗ. С выпуском мирной техники одновременно велось и освоение военной. Начало танкового производства относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел во главе с Николаем Дмитриевичем Вернером. Под его руководством начато серийное производство танков Т-26. С 1937 года завод перешел на выпуск танков БТ. В начале 1941 года началось серийное производство танков Т-34. Всего было выпущено 3800 танков Т-34. С 1950 по 1966 год выпускаются плавающие танки ПТ-76 (всего 1500 ед.). В 1954 году на базе ПТ-76 выпускают бронетранспортер БТР-50П (всего 700 ед.) Параллельно с серийным производством боевой техники осуществлялась разработка новых модификаций машин. Под руководством Серафима Алексеевича Федорова разработаны и поставлены на серийное производство танк ПТ-76Б, бронетранспортер БТР-50ПК, машина для арктической экспедиции «Пингвин», командно-штабная машина БТР-50ПУ, гусеничное шасси самоходной пусковой установки 2П16 и др. Всего было выпущено более 13000 ед. С 1969 года стала серийно выпускаться разработанная под руководством Игоря Валентиновича Гавалова БМД-1, а также транспортер БТР-Д и семейство специальной боевой техники на их базе. С 1984 года начато серийное производство БМД-2. В 1989 году под руководством Аркадия Васильевича Шабалина разработана БМД-3. Сейчас также ведется большая работа по разработке и внедрению новых образцов специализированной боевой техники. Последние разработки будут представлены на Международном научно-техническом форуме "Армия - 2015". На заводе продолжается развитие производства техники гражданского назначения: налажен выпуск сельхозтехники, тракторов АГРОМАШ 90 ТГ, оросительной системы "Агромаш-Ниагара". ВгТЗ - гордость российского машиностроения, одно из ведущих предприятий "Концерна "Тракторные заводы". Об этом и многом другом узнали учащиеся СОШ № 36 г. Чебоксары, пришедшие в Музей истории трактора в знаменательный день.

Возврат к списку