Новости


В Музей истории трактора требуется техслужащая/техслужащий.
 14.03.2024


Сегодня в Научно-техническом музее истории трактора состоялось вручение призов участникам лотереи «ВЫБИРАЕМ С КОМФОРТОМ».
 13.03.2024






 

 


 

25.05.2020

ПЕРВЫЙ НА ЗЕМЛЕ

22 апреля 1770 года во дворе парижского Арсенала раздался таинственный взрыв, отчетливо слышавшийся во всех уголках французской столицы. Загадка раскрылась на следующий день, когда газеты вышли с сенсационными заголовками о «плачевном исходе испытаний секретной конструкции капитана Николя Кюньо, взорвавшего с грохотом на весь Париж самоходное устройство на паровой тяге». Вряд ли кто из горожан думал тогда, что взрыв ознаменовал собой новую эру – вступление человечества в эпоху трактора. 

Музей истории трактора в рубрике "Историческая страничка" продолжает публикацию материалов, посвященных истории мирового тракторостроения. На этот раз рассказ пойдет о первом тракторе на планете - паровике француза Николя Кюньо. К созданию своего тягача (кстати, неправильно считать данную машину прототипом первого автомобиля – изначально его конструкция предназначалась не для перевозки пассажиров, а именно как механическое средство, перемещающее пушки на сцепке, т.е. для использования в качестве тягача или трактора) конструктор Николя Кюньо, военный инженер, приступил в 1763 году. Сохранились труды изобретателя по саперному делу и модернизации мушкетов, и конечно ему были известны труды Дени Папена и Томаса Ньюкомена в области создания паровых двигателей. Отталкиваясь от них, Кюньо разработал паросиловую установку собственной конструкции. Конечно, средств на воплощение своих идей в металле изобретатель не имел, так что в 1765 году обратился в Министерство обороны Франции с прошением оказать финансовую поддержку. Герцога Этьена де Шуазеля, министра ведомства, по всей видимости, впечатлили перспективы применения «огненной телеги» Кюньо в качестве тягача артиллерийских орудий, он практически без раздумий подписал документ о выделении ассигнований на развитие проекта по разработке тягача, назначив куратором проекта генерал-инспектора артиллерии Франции Жан-Батиста Грибоваля. 

«Впряженный» двигатель 
К октябрю 1769 года Кюньо строит прототип тягача, представлявшего из себя дубовую телегу на трех колесах. На переднее (ведущее) колесо была навешена паросиловая установка с котлом. Причем двигатель… поворачивался вместе с колесом! При выборе столь ошибочной компоновки Кюньо видимо отталкивался от постулата – раз конь всегда ставится впереди телеги, то и двигатель тоже должен быть обязательно «впряженным». Пар из котла поступал в два расположенных вертикально цилиндра по бокам от ведущего переднего колеса. Переднее колесо приводилось в действие цилиндрами при помощи оригинальной зубчатой передачи. Пара хватало на километр езды по абсолютно ровной поверхности. Затем требовалось долить воды в котел, развести прямо под ним на земле огонь и выдать новый объем пара. 3 октября 1769 года прототип был испытан в присутствии министра де Шуазеля, генерал-инспектора Грибоваля и генерального комиссара артиллерии Роллана. Паровик восхитил сиятельных лиц, и Кюньо получил еще 20000 ливров – уже на строительство полноразмерного агрегата. 

«Grand fardier Cugnot» 
Спустя полгода Кюньо строит новую машину – «Grand fardier Cugnot», весом в 2,5 тонны. Рабочий объем цилиндров тягача составлял 62 литра. Под котлом находилась топка для сжигания топлива. Самое главное – конструкция имела заднюю скорость! К апрелю 1770 года конструкция была готова к испытаниям. Однако завершился первый пробег весьма плачевно – на одном из разворотов Кюньо не совладал с управлением, угодив передним колесом в лунку на булыжной мостовой, пошел по прямой и протаранил стену Арсенала. Котел сплющило, он взорвался с грохотом на весь Париж, как мы упоминали в начале рассказа. При этом выяснился еще один фатальный недостаток тягача – машина оказалась абсолютно неприспособленной для перемещения по пересеченной местности. 

Самый важный экспонат 
После аварии паровик Кюньо отремонтировали, но заказчики в лице чинов французской армии совершенно утратили к нему интерес. В 1793 г. металлические части повозки Кюньо чуть было не отправили на переплавку, когда Комитет общественной безопасности решил использовать их для производства оружия. Однако нескольким артиллерийским офицерам удалось спрятать тягач подальше от глаз чиновников, а в 1801 г. передали машину в парижский Музей искусств и ремесел, где она и пребывает по сей день. Причем «Grand fardier Cugnot» – первому трактору на земле – посвящен целый зал, ведь тягач является самым притягательным экспонатом для всех без исключения почитателей истории мирового тракторостроения. Несмотря на кажущееся поражение, изобретение Кюньо доказало принципиальную возможность создания самодвижущихся устройств, движимых не мускульной энергией, а иными физическими принципами. Именно «Grand fardier Cugnot» заложил основу для проектирования новых типов машин, и в первую очередь тракторов как отдельного класса высокоэнергетических механических средств.

Возврат к списку