Новости


22 апреля 1770 года во дворе парижского Арсенала раздался таинственный взрыв, отчетливо слышавшийся во всех уголках французской столицы. Вряд ли кто из горожан думал тогда, что взрыв ознаменовал собой новую эру – вступление человечества в эпоху трактора
 25.05.2020


Сегодня настал прекрасный праздник – Международный день музеев. Праздник, касающийся многих. Ведь в каждом уголке земли обязательно существуют очаги, сосредоточившие частички, где отображается эволюция и развитие культуры человечества, жизнь городов и сел, достижения научно-технического прогресса. Конечно, в ряду таких замечательных мест находится Музей истории трактора, расположенный в городе Чебоксары.  
 18.05.2020





Партнёры





 

20.04.2020

ВЛАДИМИРСКИЙ УНИВЕРСАЛ

Во всем мире, пока не отступил вирус, учреждения культуры вынуждены действовать в виртуальном режиме. Тем не менее, специалисты Музея истории трактора ни на мгновенье не прекратили научно-просветительскую работу и предлагают вниманию любителей тракторной старины серию экскурсов, посвященных этапам развития тяговой силы. Сегодняшний наш рассказ о тракторе «Универсал-2». 

Неизменно все посетители Музея истории трактора интересуются – почему на радиаторе трактора «Универсал-2» из коллекции учреждения надпись «Победа 1945»? Для ответа на вопрос нам придется перенестись в далекий 1943 год, время, когда только только отгремела Сталинградская битва. Экономика страны работала на пределе сил, до Великой Победы было еще далеко, но государство уже приступило к активной реализации планов послевоенного развития хозяйства. Конечно, для этого стране в самом скором будущем требовались миллионы лошадиных сил, нужно было возводить новые тракторные заводы. Поэтому уже 28 февраля 1943 года правительство СССР принимает решение о строительстве нового тракторного производства в старинном городе Владимир. Создание Владимирского тракторного завода было объявлено ударной стройкой. Для успешного воплощения проекта требовалось множество специалистов. С этой целью с фронта отзывали специалистов тракторного направления, мобилизовывались женщины и подростки из окрестных деревень. Также при заводе действовал лагерь, где содержались военнопленные немцы и румыны, привлеченные к рытью котлованов и возведению стен цехов. Многие цеха еще даже не завели под крышу, как уже стали запускать оборудование, прибывавшее из Ленинграда (с Кировского завода), а также из США по ленд-лизу. Летом 1944 года из ленинградских машкомплектов владимирские тракторостроители собрали первые 5 единиц тракторов «Универсал». 

                 КАК СТРОИЛСЯ ЗАВОД 
Дисциплина на заводе была строжайшая. Вот что вспоминает ветеран предприятия Константин Федоров: «Опоздания и прогулы карались нещадно, даже несмотря на то, что мы по существу были детьми. Однажды опоздал, в табельной сразу же собралась тройка: судья и двое заседателей, и принародно осудили меня: три месяца вычитали из зарплаты 20%, а из хлебной карточки на 800 граммов вырезали тут же два корешка на 300 граммов. Остались «штаны» — так называлась вырезанная карточка. Один парнишка из-за голода сбежал к матери в родную деревню. Через месяц его с милицией привели назад и осудили на пять лет, за дезертирство. Таких случаев было много». А вот что вспоминала заводчанка Евгения Жбанкова: «Работали на заводе по 12 часов в сутки. Хорошо, если один выходной день в месяц давали. Отдыхать было совершенно некогда. Жили в бараке. Там бегало много крыс. Бывало, зайдешь в комнату, а крыса на кровати сидит. Но потом к ним привыкли. Завтракать приходилось очень редко. На обед давали суп из перловой крупы, на второе – кашу из перловой крупы и несладкий чай. На ужин – винегрет и маленький кусочек хлебушка. Конечно не наедались. Часто приходили с работы уставшие, кушать хочется. Тогда оладьи из травы пекли, щи из крапивы варили. Раз в месяц по карточкам давали четвертинку вина. Ее я всегда отливала на обмен. Иногда поранишь руку сильно, кровь течет, боль жуткая, а работать все равно надо. Руководитель у нас на заводе очень хороший был. Придет, задание нам даст и всегда подскажет, как правильно нужно сделать. Затем сам за выполнение работы принимался. Часто подойдет, встанет рядом и говорит еле слышно: «Девчоночки мои устали... Потерпите еще немножко... Надо девочки, надо...» Под руководством этого человека было приятно работать. Он знал, когда нужно вовремя поддержать, подбодрить». 
Уже к 24 апреля 1945 года, ровно 75 лет назад, предприятие выпустило первую партию из 500 тракторов полностью владимирского производства. Одна из этих машин сегодня экспонируется в Музее истории трактора. 

ПРОПАШНИК ИЗ ИЛЛИНОЙСА 
Стоит подробно рассказать о самом тракторе «Универсал». Он оснащался керосиновым двигателем, мощностью 22 л.с. Имел три скорости движения вперед и одну назад (3,9 - 8,1 км/ч). Эксплуатационная масса трактора – 2108 кг. Производство модели в СССР началось до войны – в 1934 году на Краснопутиловском заводе (позже переименованном в Кировский завод) в Ленинграде. Прототипом послужила модель американского пропашного трактора «Farmall F-20», конструкции знаменитого разработчика Берта Бенджамена из корпорации «International Harvester». «Farmall F-20», выпускавшийся в штате Иллинойс, являлся чрезвычайно популярной у американских фермеров машиной. 
Причиной появления «Универсалов» на полях нашей страны стало интенсивное развитие сельского хозяйства, когда требовались тракторы для междурядной обработки пропашных культур (хлопчатника, картофеля и других). Пропашник в начале 30-х гг. требовался как воздух. Как отмечал в своих воспоминаниях инженер завода «Красный Путиловец» Михаил Ревякин, командировавшийся в районы средней Азии для изучения условия работы тракторов, отмечал, что «для посева одного га земли хлопком бригаде дехкан пригодится нагибаться до 30 тысяч раз в течение нескольких дней. Пропашная же машина способна засеять хлопком гектар всего за… 50 минут! Другая проблема: на прополку гектара кукурузы затрачивается 75 человеко-часов. Для хозяйства с 10-12 тысячами га посевов кукурузы требуется целая армия работников, которую способны заменить всего лишь несколько тракторов с прицепными орудиями». 
Следует отметить, что у пропашника, в отличие от пахотного трактора, расстановка колес должна точно соответствовать расстоянию между рядами выращиваемых культур: от 45 см (у свеклы) до 180 см (у бахчевых культур). Кроме того, колеса требуются узкие, чтобы не повредить корневую систему растений. Машина должна обладать и высоким клиренсом, чтобы не задеть верхушки кукурузы и хлопка. Немаловажен для пропашника малый вес для недопущения трамбовки почвы. «Farmall F-20» подходил для данных работ как нельзя лучше. 
На основе «Farmall F-20» в Советском Союзе разработали 4 модификации: У-1 – для высоких культур – хлопка, кукурузы, подсолнечника – с междурядьями 70, 80 и 90 см; четырехколесный трактор У-2 для малорослых культур – свеклы, картофеля – с междурядьями 45, 60 и 70 см. Также появились трицикл У-3 – для междурядной обработки богарного хлопка; У-4 – для агрегатирования с навесным хлопкоуборочным комбайном СХМ-48. Примечателен «Универсал» У-4 и тем, что он первым в СССР получил пневматические шины (в 1947 году).
 
ЗАНЯЛ МЕСТО НА КОНВЕЙЕРЕ НА 10 ЛЕТ 
Тракторы марки «Универсал» выпускались во Владимире до 1955 года. Всего в Ленинграде и потом во Владимире произвели свыше 200 тысяч «Универсалов» всех четырех модификаций. С выпуском данной модели в СССР стартовало новое направление в тракторостроении – выпуск пропашных машин. В конструкцию машины за годы производства владимирцы внесли сотни изменений, установив со временем дизельный двигатель, электрический стартер, пневматические шины, внедрив сотни других новаций. «Универсалы» на славу потрудились, наращивая темпы развития сельского хозяйства до предвоенных показателей. Использовались машины и при восстановлении разрушенных городов и заводов. Они даже в кино не раз мелькнули, и не только в документальных лентах. Вспомним замечательную картину режиссера Бориса Савченко «Еще до войны», где «Универсалом» управляет трактористка Граня, в образе которой угадываются черты знаменитой Паши Ангелиной. Известна модель «Универсал» и по фильму «Рожденная революцией». Правда, в этом фильме, события которого разворачиваются в 1929 году, создатели картины допустили серьезную ошибку, скорее всего подразумевая трактор «Fordson» («Универсал» пришел на поля только в 1934 году). 
В 1956 году «Универсал» уступил место на конвейере новой модели – трактору ДТ-24. Но эта уже другая страница истории тракторостроения, внимание которой мы обязательно уделим в следующих выпусках.

Возврат к списку