Новости


Как всегда насыщенно прошел в Музее истории трактора Международный день туризма. В этом году поздравить с праздником единственное в России учреждение культуры, посвященное эволюции трактора, 27 сентября прибыла съемочная группа компании «Lav productions» во главе с журналистом Андреем Леонтьевым, снимающая цикл передач «Дороги России» для телеканала Discovery channel
 27.09.2017


В дни проведения «Недели туризма в Чувашии» в Музее истории трактора провел мастер-класс по созданию самоходных машин конструктор-самоучка Николай ЕРМАКОВ, многократный участник фестиваля-конкурса «Кулибин XXI века». Мероприятие состоялось под эгидой Концерна «Тракторные заводы» и Союза машиностроителей России.

 26.09.2017





Партнёры





11.10.2017

И В САДУ И В ОГОРОДЕ: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ «ХТЗ-7»

Посетители Музея истории трактора часто задают вопрос – в экспозиции присутствуют два однотипных трактора ХТЗ-7. Одна из «семерок» в окрашена в зеленый цвет, а вторая – в красный. При этом у зеленой на капоте шильдик ХТСЗ, а у красной – ХТЗ. Отчего такая разница?


«Раскраска тракторов данной модели в разные цвета вовсе не прихоть специалистов музея, – объясняет директор Музея истории трактора Альберт Сергеев. – Просто в свое время зеленые «камзолы» получали машины для отечественных и европейских потребителей. Красные же предназначались для Индии и Мексики. А производился ХТЗ-7 сразу двумя предприятиями – Харьковским тракторосборочным заводом (ХТСЗ) и Харьковским тракторным заводом (ХТЗ)», отсюда и разница в шильдиках. Сегодня на свете остались считанные единицы «семерок» в первозданном виде. И две из них экспонируются именно в Музее истории трактора. Машина, выпущенная ХТСЗ в 1952 году, обнаружилась в 2011 году в Тульской области, в городке Венев, на подворье местного жителя. У нее был заклиненный мотор, сгнили крылья, отсутствовало магнето, карбюратор и многие другие оригинальные детали. Благодаря энтузиастам из числа работников ОАО «Промтрактор» удалось в кратчайшие сроки восстановить по имеющимся чертежам ХТЗ-7. С поиском ряда запчастей выручили «самоделкины» – участники конкурса «Кулибин XXI века», проводящегося при Музее истории трактора. Часть деталей изготовили на заводе. Сегодня зеленая «семерка» на ходу и часто участвует в различных мероприятиях, в том числе в ежегодных показах раритетов в «Ночь музеев». А красный экземпляр занял место в главном зале музея, где стоит в ряду других пропашников.
 
                                                                                                     Удивительный трансформер
Производство тракторов ХТЗ-7 началось в 1950 году. Предпосылкой для создания модели стало интенсивное восстановление советского промышленного садоводства после войны. В годы лихолетья многие угодья в стране остались без ухода и вымерзли. Особенно пострадали сады Белорусской и Украинской ССР, а также РСФСР. Для их скорейшего возрождения в большом количестве требовались многофункциональные тракторы 0,4–0,6 тягового класса. В 1947 году перед конструкторами Харьковского тракторного завода поставили задачу создания в наикратчайшие сроки машины нового типа для эксплуатации в садах и огородах, в лесном хозяйстве. Уже к 1950 году коллектив разработчиков Харьковского тракторного завода во главе с главным конструктором Николаем Зубаревым завершил испытания первых образцов машины под индексом ХТЗ-7, тяговой мощностью в 8,5 л.с. Трактор получился по-настоящему уникальным. Помните в «Бриллиантовой руке» смешной момент, когда «легким движением руки брюки превращаются в элегантные шорты»? Так вот харьковская «семерка» умела быстро и легко и трансформироваться как высоте, так и по ширине. Например, чтобы механизаторам было сподручнее трудиться под ветками плодовых деревьев, у ХТЗ-7 переустанавливали направляющие колеса цапфами вверх и тогда дорожный просвет трактора уменьшается до 31 см. Ширину колеи на передних колесах регулировали выдвижением поворотных кулаков передней оси, а задних –путём перестановки задних колес «наизнанку». Сюрпризы «семерки» на этом не заканчиваются. У трактора имеется пять скоростей – 4; 5,29; 6,69 и 12,17 километра в час. Пятая скорость предназначена для работы с прицепным оборудованием для посадки капустной рассады и других саженцев – черепашьи 700 метров в час. ХТЗ-7 обладает еще одним преимуществом – на нем можно перемещаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад. Для этого требуется лишь переставить сиденье и педали в обратную сторону. Обычно трактор трансформировали подобным образом при агрегатировании с отвалом. А чтобы машина сохраняла устойчивость, при работе с тяжелым навесным оборудованием в шины ведущих колес при помощи специального агрегата закачивали… воду (примерно 90 литров). Ну а изюминкой на торте несомненно является наличие у трактора пневматических шин, существенно повысивших комфорт тракториста при работе. Мотор у ХТЗ-7 четырехтактный, двухцилиндровый, работает на бензине. Не мудрствуя лукаво, харьковчане применили при разработке двигателя поршни и шатуны от автомобиля «Победа», а масляный насос позаимствовали у малолитражки «Москвич». Вес трактора с полным баком – 1300 килограмм.
 
                                                                                                           Спасительная гидравлика
До появления «ХТЗ-7», при работе на колесных тракторах «Фордзон Путиловец» и «Универсал» нередко возникали аварийные ситуации, когда машины в доли секунды вставали на дыбы и даже опрокидывались вокруг оси задних колес при зацеплении плугом мощного корневища или большого камня. В таких авариях нередко погибали трактористы, корежилась техника. Подстраховываясь, некоторые механизаторы навешивали впереди машины балласт. Но наличие лишнего груза неизбежно приводит к снижению КПД. В конце 20-х гг. английский изобретатель Генри Фергюсон разработал гидросистему навесного оборудования, предотвращающую возможность переворота легкого трактора вокруг задней оси. В СССР до войны решить этот вопрос не успели. Только в 1949 году Научный автотракторный институт разработал для пропашного трактора ХТЗ-7 гидросистему, включавшую в себя механизмы навески, подъема и опускания сельхозорудий, автоматического регулирования их работы. Гидравлика навесного и полунавесного оборудования, появившаяся на отечественных колесных тракторах, навсегда избавила трактористов от опасных моментов, возникающих в ходе работы. Кроме того, благодаря гидросистеме отпала надобность в помощниках трактористов, ранее сидевших на прицепных плугах и вручную регулировавших глубину заглубления лемехов.

                                                                                                           И даже на гусеничном ходу
Несмотря на то, что ХТЗ-7 разрабатывался отделом главного конструктора Харьковского тракторного завода, выпуск «семерки» осуществлялся другим предприятием – Харьковским тракторосборочным заводом. До 1956 года ХТСЗ собрал 37 000 «семерок» (на ХТЗ сделали 11 тысяч единиц). В 1955 году ХТЗ-7 подвергся коренной модернизации. Новая модель под индексом ДТ-14 получила одноцилиндровый дизельный двигатель, мощностью в 14 л.с., и производилась на Харьковском тракторном заводе с 1955 по 1959 год (собрали 64000 единицы). В 1958 году проект ХТЗ-7 получил дальнейшее развитие в связи с появлением еще более мощного дизеля в 18 л.с. Следующая модель, под индексом ДТ-20, выпускалась с 1958 до 1969 года (248000 единиц). Тракторы ДТ-14 и ДТ-20 не только унаследовали от «семерки» знаменитые способности к разносторонним трансформациям, но и получили, помимо компактного и надежного дизеля, новые возможности. В частности, на базе ДТ-20 создали гусеничную модификацию ДТ-20В для работы на виноградниках. В коробке передач вместо дифференциала она имела механизм поворота, состоящий из фрикционных муфт с электромагнитным включением. Кнопочное управление муфтами значительно облегчало вождение трактора.
 
                                                                                                              Обеспечил страну плодами
Появление широкой палитры отечественных пропашных тракторов тягового класса 0,4 – 0,6 классов помогло стране совершить качественный рывок в деле развития садово-огородного хозяйства страны. Уже к середине 60-х гг. полки советских магазинов стали полниться трехлитровыми банками с соками, различными винами, сиропами, вареньями и соленьями. Жители городов, благодаря высокой механизации садово-огородных хозяйств, получили возможность приобретения в летне-осенний период в достаточном количестве различных видов свежей плодовоовощной продукции. Положа руку на сердце, следует признать: торговля Советского Союза сильно отставала в плане технологий сбережения плодов до новых урожаев. Зачастую на базах почем зря пропадало огромное количество яблок, лука, капусты, моркови и картофеля. Но это другая история, тракторостроения не касающаяся. А вот наши герои – тракторы ХТЗ-7, ДТ-17 и ДТ-20 – внесли неоценимый вклад в повышение объемов производства плодовоовощной продукции. 
Своими возможностями «семерка» и ее ближайшие потомки впечатляли не только советских механизаторов. Тракторы в различных модификациях приобретали большими партиями аграрные хозяйства всех стран Восточной Европы, Латинской Америки, Индии. Уважали ДТ-20 и за «железным занавесом» – советские железные кони хорошо шли в Голландии и Франции, так как советский трактор заметно опережал по конструктиву ряд западных аналогов того времени. Это не преувеличение – в Музее истории трактора имеются тракторы, также выпущенные в 50-х гг. Каждый желающий может легко убедиться – «семерка» и ее модификации по своим возможностям в плане трансформации легко дает фору многим европейским собратьям.

Возврат к списку