Новости


Нехватка многофункциональных квалифицированных молодых кадров, необходимость совершенствования действующих образовательных стандартов подготовки технических специалистов, а также разработка механизмов вовлечения молодежи в инновационную производственную деятельность – эти и другие вопросы стали ключевыми темами круглого стола, состоявшегося 26 июля под эгидой Чувашского регионального отделения «Союза машиностроителей России» на базе Музея истории трактора
 28.07.2017


«В мельчайших деталях помню эпизод, как снималась знаменитая «тракторная дуэль» в фильме «Дело было в Пенькове», – рассказывает легендарная актриса и режиссер Светлана Дружинина. – Народу из окрестных деревень поглазеть на действо стеклось видимо-невидимо – всем хотелось увидеть, как артисты Вячеслав Тихонов и Юрий Медведев будут перетягивать друг друга на гусеничных машинах.
 27.07.2017





Партнёры





08.06.2017

СХТЗ-­НАТИ И ЕГО ПОТОМКИ

В 2012 году в Музее истории трактора побывал экскурсант из Италии. Более всего гостя из-за рубежа интересовал гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ. Иностранец признался, что давно мечтал познакомиться с легендарным трактором поближе, и наконец-то эта возможность представилась в Чебоксарах. 

Особенно скрупулезно итальянец, как выяснилось, представитель фирмы-производителя бульдозерных компонентов, изучал ходовую часть СХТЗ-НАТИ. Сфотографировал ее со всех сторон, а затем неожиданно изрек: «Вот за что всегда уважал и поныне уважаю русскую школу тракторостроения, так за этот надежнейший узел – подвесную каретку с балансирной подвеской. За время учебы в техническом вузе и работы по выбранному профилю видел самые разнообразные ходовые системы. И как профессионал в своей области заявляю – более гениальной и одновременно простой конструкции до ее изобретения не существовало!»
 
Пробуксовка – вредный фактор 
В предыдущих материалах газеты «Тракторные заводы», повествующих об истории отечественного тракторостроения, рассказывалось о первом тракторе, выпускавшимся конвейерным способом в нашей стране – СХТЗ 15/30, аналоге заокеанского «McCormick-Deering 15-30». «Американец», обладающий мощностью двигателя в 30 л.с., стал основной пахотной машиной на отечественных полях и позволил решить продовольственные проблемы государства. Несмотря на массу достоинств конструкции, у СХТЗ 15/30 имелся существенный недостаток. У советских специалистов, занимающихся механизацией аграрного сектора, по мере эксплуатации машины стало расти понимание – использование этого «колесника» на пахотных операциях в большинстве регионов нашей страны неэффективно. Если в американских штатах, например, Иллинойсе или Калифорнии, период благоприятных температур для выращивания различных культур отличается большой продолжительностью, то наша страна таким климатом не избалована. У нас каждый день на счету, на землю требуется «заходить» сразу, как только позволяют проводить вспашку агроусловия. СХТЗ 15/30, агрегатированный плугом, пробуксовывает на влажных почвах, так как у него мала площадь контакта с грунтом. А ведь возможность начать пахоту на 7-8 календарных дней раньше и позже уходить с полей осенью дает мощную прибавку в урожайности яровых и озимых культур пшеницы. Гусеничная же машина лишена вышеупомянутого недостатка. Ее главный козырь – увеличение силы трения, а следовательно, она имеет более высокое тяговое усилие при той же массе и объеме двигателя, что и у «колесника». Кроме того, гусеничная техника наносит меньший вред плодородному слою почвы. В Советском Союзе на момент 1935 года имелся гусеничный трактор – «Сталинец-60». Но он обладал огромным уровнем мощности, избыточным для средних и мелких хозяйств. Советские разработчики пытались создать на базе СХТЗ 15/30 трактор с гусеничным ходом. Но машина получилась громоздкой и сложной. Поэтому в 1933 году специалисты Научного автотракторного института (НАТИ) командируются на Сталинградский тракторный завод с целью разработки нового гусеничного сельхозтрактора. Параллельно конструкторские работы по «гусеничнику» стартовали и на Харьковском тракторном заводе. 

Полностью отечественный 
Через два года напряженной работы сталинградские разработчики создали первые образцы гусеничной модели СТЗ-НАТИ. Некоторые исследователи, правда, утверждают, что создатели СТЗ-НАТИ позаимствовали ходовую систему у английского тягача «Carden-Loyd». Однако стоит взлянуть на обе машины и разница видна невооруженным взглядом: в отличие от «англичанина» наш СТЗ-НАТИ имеет аутентичную ходовую часть из четырех кареток с балансирной подвеской и цилиндрическими пружинами. Каретки великолепно копируют неровности пути, поэтому трактор имеет плавный ход, а воспринимаемые гусеничными движителями толчки достаточно эффективно смягчаются. Машина вдобавок получила 4-цилиндровый керосиновый двигатель мощностью 52 л.с., тоже отечественной разработки. Так что следует с гордостью отметить – трактор СТЗ-НАТИ стал первым массовым отечественным трактором, целиком и полностью разработанным нашими конструкторами до последнего винтика. Испытания СТЗ-НАТИ назначили на июль 1935 года. Инспектировать их прибыло руководство страны во главе с Иосифом Сталиным – это подчеркивает, сколь востребованной для экономики была сельскохозяйственная гусеничная машина. Сталинградский тракторный завод представил два варианта трактора – в пахотном и транспортном (с грузовой платформой сзади) исполнении. Харьковчане прибыли на конкурс с тракторами ГТ-35/40 (копия американского «McCormick-Deering TA-40») и В-30/40. На пахоте все конкурсанты показали себя примерно одинаково. Затем машины демонстрировали транспортные возможности. Харьковские тракторы гуськом прошли мимо трибун, аккуратно развернулись и вернулись назад. Затем настала очередь сталинградцев. Тракторы СТЗ-НАТИ проехали мимо руководителей правительства, развив скорость 35 км/час. Потом с ходу волчком развернулись на месте и молниеносно умчались обратно. Это произвело сильнейшее впечатление на всех. За рубежом подобных гусеничных тракторов не существовало – у иностранных образцов подобный кульбит запросто мог привести к разрушению ходовых тележек. А вот двухкатковые блокированные пружинно-балансирные каретки подвески СТЗ-НАТИ без малейшего напряжения выдержали маневр. Неудивительно, что победу сталинградскому гусеничнику присудили единодушно, дав добро на серийное производство! 

Отец семейства 
К 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы завершили подготовку к производству новой модели – СХТЗ-НАТИ. 15 мая 1937 года на СТЗ сняли с конвейера последний СХТЗ 15/30 за № 207036, а уже 11 июля предприятие выпустило первый серийный гусеничник. Харьковчане дали стране первую серийную машину 17 октября 1937 года. Производство трактора не прекращалось даже в годы войны – с 24 августа 1942 года тракторы под маркой АСХТЗ-НАТИ стали выпускаться на Алтайском тракторном заводе в городе Рубцовске. Создание СТЗ-НАТИ стало знаменательной вехой в истории отечественного машиностроения, доказавшей, что наша промышленность отныне способна самостоятельно разрабатывать и выпускать мощные и эффективные тракторы оригинальной конструкции. Неудивительно, что в 1938-м на Всемирной промышленной выставке в Париже СХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой – Гран-при. И в первую очередь жюри отметило практичность ходовой части трактора. Выпускался трактор до 1952 года. В нашей стране, а также в государствах Восточной Европы, машина эксплуатировалась вплоть до середины 60-х годов. Немало послужил «Натик», как называли ласково трактор в СССР, в годы войны в артиллерии, буксируя тяжелые орудия. Наследниками СХТЗ-НАТИ стали впоследствии ДТ-54, Т-74, ДТ-75, ДТ-75М и АГРОМАШ 90ТГ. Все эти тракторы роднит одна генетическая черта – гениальная конструкция ходовой части, разработанная еще в 30-х годах.

Возврат к списку