Новости


28 марта в Научно-техническом музее истории трактора состоялась телеконференция «Тракторостроение: от паровика Кюньо до роботизированного комплекса», которая объединила представителей крупнейших предприятий машиностроительной и тракторостроительной отрасли Чувашии. Мероприятие прошло при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
 28.03.2024


В Музей истории трактора требуется техслужащая/техслужащий.
 14.03.2024






 

 


 

19.05.2017

«УНИВЕРСАЛ»: ТРЕХ­ И ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЙ

Необычный механизм управления трактора «Универсал У-2» вызывает интерес у всех без исключения посетителей Музея истории трактора. Рулевая колонка этой машины проложена… прямо по капоту. А причудливая система шестерен рулевого редуктора не имеет кожуха.
«Универсал» за столь «монструозный» вид полюбился режиссерам многих отечественных фильмов. Вспомним замечательную киноленту «Еще до войны», где такой машиной лихо управляет трактористка Граня, в образе которой безошибочно угадываются черты знаменитой Паши Ангелиной. Запомнилась многим модель «Универсал» и по фильму «Рожденная революцией». Правда, в этом фильме, события которого разворачиваются в 1929 году, создатели картины скорее всего подразумевали трактор «Fordson» («Универсал» пришел на поля в 1934 году). Тем не менее, машина прекрасно сыграла свою роль во многих кинокартинах и, конечно, на славу потрудилась в сельском хозяйстве.    
                                                                                                      
                                                                                                            Трактор вместо 30 тысяч нагибаний
Причиной появления «Универсалов» на полях нашей страны стало интенсивное развитие сельского хозяйства в республиках СССР. Как мы упоминали в предыдущих статьях, запуск Сталинградского и Харьковского тракторных заводов и постановка на конвейер сразу двух производств модели СХТЗ 15/30 позволили к середине 30-х годов решить проблему с тракторами, необходимыми для выполнения наиболее трудоемких операций на земле – пахоты, сева и уборки. Но вот вопрос с тракторами для междурядной обработки пропашных культур (хлопчатника, картофеля и других) оставался открытым.
Пропашник требовался как воздух. Как отмечал в своих воспоминаниях инженер Ленинградского завода «Красный Путиловец» Михаил Ревякин, специально выезжавший в районы средней Азии для изучения условия работы тракторов, отмечал, что «для посева одного гектара земли хлопком бригаде дехкан приходится нагибаться до 30 тысяч раз в течение нескольких дней. Пропашная же машина способна засеять хлопком гектар всего за 50 минут. Другая проблема: на прополку гектара кукурузы затрачивается 75 человеко-часов. Для большого хозяйства с 10-12 тысячами га посевов кукурузы требуется целая армия сезонных рабочих, которую способны заменить несколько тракторов с прицепными орудиями».    
До 30-х годов на пропашных работах в основном использовались лошади, потому что первые советские тракторы «Фордзон-Путиловец» и СТЗ-15/30 для междурядной обработки почвы совершенно не годились. Дело в том, что у «пропашника» расстановка колес должна точно соответствовать расстоянию между рядами от 45 см (у свеклы) до 180 см (у бахчевых культур). Кроме того, колеса требуются узкие, чтобы не повредить корневую систему растений. Машина должна обладать и высоким клиренсом, чтобы не задевать верхушки кукурузы и хлопка. Немаловажен для пропашника и малый вес для недопущения трамбовки почвы.

                                                                                                           Для всех ферм
На заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде пытались «апгрейдить» «Фордзон-Путиловец» до уровня пропашного трактора. Но, увы, попытки не увенчались успехом. А ситуация торопила – уже в 1933 году площадь пропашных культур в СССР достигла уровня 20 млн га и продолжала бурно увеличиваться. И вновь взор отечественных тракторостроителей упал на разработки американской фирмы «International Harvester» («IH»), предоставившей Советскому Союзу технологию производства трактора СХТЗ 15/30. В этот раз советские конструкторы обратили внимание на модель «Farmall F-20» с четырехцилиндровым керосиновым двигателем мощностью в 20 л.с., имевшую сближенные передние колеса. Несмотря на такую конструкцию, он отличался высокой маневренностью: трактор поворачивался путем поворота переднего колеса и торможения одного из ведущих.
С английского название машины буквально переводится «для всех ферм». «Farmall F-20» в середине 20-х годов стал мегапопулярным у американских аграриев и уверенно удерживал свою долю рынка, невзирая на экспансию Генри Форда, производившего сверхдешевые тракторы. Дело в том, что Форд совершенно упустил из вида нишу пропашников. А вот компания «International Harvester» держала ухо востро и в 1920 году представила фермерам требуемый продукт, мгновенно завоевавший симпатию земледельцев. Вдобавок ко всему «IH» дополнительно предлагала потребителям навесные орудия с более широкими возможностями, чем у Форда.
Трактор получил высокий клиренс заднего моста; зубчатую передачу; автоматическое торможение любого колеса для быстрых и коротких поворотов; вертикальную рулевую колонку с рычагом управления; вертикальное рулевое колесо; 3 передних и 1 заднюю скорости; средства для крепления культиватора и другого оборудования; вал отбора мощности, работающий отдельно от трансмиссии. Имелся у трактора даже шкив, приводившийся в движение отдельным валом коробки передач.
Поначалу в «International Harvester» сомневались, что новый трактор обретет симпатию у фермеров. Потому продавали его малыми партиями лишь в Техасе. Создатель «Farmall F-20», известный американский конструктор Берт Бенджамен, прославившийся как обладатель 140 патентов на тракторы и навесное оборудование для них, даже не подозревал, сколь популярным вскоре станет его детище не только в Штатах, но и во всем мире. Востребованность в новой машине с 1925 года росла как на дрожжах, и в 1926 году в Рок-Айленде (штат Иллинойс) запускается новый завод «IH», «заточенный» чисто под производство «Farmall F-20».
«Farmall F-20» стал первым из американских тракторов, получившим резиновые шины. Использование каучука в качестве «рубашки» для тракторных ободов впервые было отмечено в 1928 году во Флориде. Фермеры, работавшие на апельсиновых плантациях, сетовали, что стальные ребристые колеса повреждают корни нежных деревьев. Некоторые из них стали обматывать обода использованными автомобильными шинами. Идея оказалась весьма успешной, и в начале 1931 года компания «B.F. Goodrich Co.» создала пневматические шины низкого давления для сельхозтракторов. Оказалось, что сила сцепления с грунтом резины с протекторами равна силе сцепления стальных колес с грунтозацепами. Причем тракторы с резиновыми шинами показали лучшую экономию топлива исходя из тяговой мощности.

                                                                                                        Свое название оправдал полностью
Инженеры завода «Красный Путиловец» на основе  «Farmall F-20» разработали две модификации трактора: трактор со сближенными колесами У-1 для высоких культур – хлопка, кукурузы, подсолнечника – с междурядьями 70, 80 и 90 см; четырехколесный трактор У-2 для малорослых культур – свеклы, картофеля – с междурядьями 45, 60 и 70 см. Советские специалисты постарались максимально унифицировать «Универсал» по основным узлам и агрегатам с трактором СХТЗ 15/30. Уже 29 декабря 1933 года первый советский пропашник покинул цеха завода. Свое «универсальное» название машина оправдала полностью – помимо обработки пропашных культур, трактор использовался на бороновании, косьбе, уборке.
«Универсал» собирали в Ленинграде до 1940 года. В военном 1944 году выпуск У-2 возобновили на новом тракторном заводе страны – Владимирском. Здесь он производился до 1955 года. После войны семейство «Универсалов» приросло еще двумя модификациями: трициклом У-3 для междурядной обработки богарного хлопка и У-4 – для агрегатирования с навесным хлопкоуборочным комбайном СХМ-48.  Примечателен «Универсал» У-4 и тем, что он первым в СССР, как и его «отец» – «Farmall F-20» в США – получил пневматические шины (в 1947 году). Кроме того, «Универсал» первым из отечественных тракторов стал поставляться за границу: в Голландию, Иран и Турцию.
Всего с 1934 года в Ленинграде и Владимире произвели свыше 200 тысяч «Универсалов» всех четырех модификаций. С его выпуском в нашей стране стартовало новое направление в тракторостроении – выпуск пропашных машин. Данный трактор сегодня является самым распространенным в сельском хозяйстве.

Возврат к списку