20.03.2017
Легко догадаться, что к созданию «Fordson» приложил руку знаменитый промышленник Генри Форд, изобретавший не только легковые автомобили, но и другую технику. Он прекрасно видел перспективность выпуска параллельно с автомобильным производством и тракторной техники. Однако акционеры «Ford Motor Company» прохладно восприняли предложения Форда по развитию тракторной тематики и заблокировали отвлечение финансов на эксперименты с сельскохозяйственными машинами. В ответ на это Форд и его сын Эдсел, как частные лица, в 1916 году создали в городе Дирброн (штат Мичиган) фирму «Henry Ford and Son». Ее продукция имела новый бренд – «Fordson». Первенец завода, разработанный в 1915 году конструкторами отдела разработок «Ford Motor Company» Йожефом Галамбом и Юджином Фаркашом, имел двигатель в 20 л.с. Количество передач составляло три вперед и одну назад.
Новое дело Форда не прогорело – недорогие и функциональные тракторы «Fordson», стоимостью порядка 400 долларов, очень скоро заполонили поля США. В 1919 году Форд построил еще один тракторный завод – в ирландском городе Корк (на родине своего отца), и «Fordson» быстро обрели популярность и на европейском континенте. Побить всех конкурентов Форду удалось не только за счет удешевления деталей и узлов, производимых поточным методом, но и благодаря простоте конструкции «Fordson». Он имел революционную компоновку, представлявшие собой жесткую конструкцию из двигателя, коробки передач и заднего моста, что позволило отказаться от тяжелой стальной рамы и снизить массу до 1130 кг. И по нынешний день безрамная компоновка считается эталонной для колесных тракторов, выпускаемых производителями техники во всем мире.
Первые «Fordson» появились в нашей стране в 1922 году, когда Советским правительством начались широкомасштабные закупки у «Henry Ford and Son». Всего в Советскую Россию до 1926 года завезли свыше 20 тысяч тракторов Форда. Однако для огромной страны это была капля в море – требовались сотни тысяч машин для коммун, сельхозартелей и товариществ по совместной обработке земель. Покупка «железных коней» за золото и культурные ценности являлась не лучшим выходом из положения. Во весь рост встала задача организации собственного поточного производства тракторов. Комиссия Высшего совета народного хозяйства СССР обследовала положение дел на заводах и определила, что массовый выпуск можно наладить только на заводе «Красный Путиловец» в Петрограде. Из-за отсутствия опыта и недостатка времени о разработке собственного образца не могло быть и речи, так что внимание сразу упало на «Fordson» как самый простой в производстве трактор.
Осенью 1923 года на завод «Красный Путиловец» (позже «Кировский завод») в Ленинграде прибыл длинный состав. Среди вагонов поезда особо выделялись шесть платформ, на которых высились ящики, плотно сбитые из толстых досок. Маркировка гласила: груз – сельскохозяйственные тракторы «Fordson» серии F – прибыли из ирландского города Корк. Директор завода Степан Афанасьев сообщил коллективу, что присланы они как образцы. И в ближайшее время всем на предприятии предстоит засучить рукава и заняться локализацией производства чрезвычайно нужного для страны «американца».
Шесть тракторов разобрали до последнего винтика и стали тщательно обмерять все детали. И с этим сразу возникли сложности: в США принята дюймовая система размеров, перенос их в сантиметровую систему заставил пролить немало пота. Затем началось металлографическое и химическое исследование деталей «Fordson». Станков и инструментов не хватало, не говоря об уровне компетенций персонала. Несмотря на трудности, уже в мае 1924 года завод выпустил первый «Фордзон-Путиловец».
Вспоминает рабочий Константин Яковлев: «Долго мы мучились с двигателем. Вроде все как положено. Тютелька в тютельку. А он не работает. В чем дело? Переделывали десятки раз. А уже 1 мая 1924 года требовалось машину показать на Первомайском параде. Но трактор не работал исправно: то коробку передач заклинит, то бобина зажигания не сработает. Вот и 1 мая трактор из опытной партии не завелся. Лезу в мотор своей машины – заклинило шестерни. Давай все опять чинить. А напарник со второго трактора мне и говорит – давай для страховки аккумуляторы на телеге установим и к машине присоединим. Если двигатели заглохнут, то хоть на аккумуляторах демонстрацию пройдем. Помчались мы на конный двор, нашли телеги поприличнее, поставили аккумуляторы и присоединили провода к мотору. Надежное дело, но нескладно получается – вся наша затея наружу видна. Тогда притащили доски, транспарант с надписью «Берегись, соха, трактор едет!» установили, артистов посадили и поехали. Выезжаем мы из ворот, а там уже демонстрация бурлит. Директор с алым бантом нам руки жмет. Гармонисты заливаются, работницы поют. Как увидели нас – шапки вверх. Трактора-то, между прочим, не подвели – двигатели отработали как надо!»
Так или иначе, путиловцам удалось справиться со всеми задачами, и 1 октября 1924 года с конвейера завода сошел первый серийный «Фордзон-Путиловец». Всего за период 1924-1933 гг., выпустили свыше 36 тысяч тракторов.
Появление «Фордзон-Путиловца» в деревне стало эпохальным событием в жизни многих регионов страны, и, конечно же, запечатлелось в летописях многих населенных пунктов. Например, в газете Палассовского района Сталинградской области можно найти заметку от 1931 года о том, как в село Кайсацкое пришел первый трактор с буквами «ФП» на радиаторе. Со страхом и удивлением наблюдали крестьяне за движением гремящего чуда. Старики качали головами: «Не будет проку от этой машины: с землей надо обращаться бережно». Но скорость и качество работы «Фордзон-Путиловца» убедили крестьян в пользе техники. Машина вскоре полюбилась крестьянам и даже получила ласковое название «Федор Павлович». «Фордзон-Путиловец», благодаря небольшой массе и высокой экономичности двигателя, основные сельскохозяйственные работы проводил с большой эффективностью. Установленный на тракторе ременной шкив позволял использовать машину в качестве привода молотилки, мельницы, насоса, механической пилы и даже электрического генератора.
В 1934 году «Федор Павлович» уступил конвейер трактору «Универсал» («Farmall F-20»), на выпуск которого лицензию приобрели у другой американской компании – «International Harvester». Но это уже совсем другая история.
Уважаемый «Федор Павлович»
В Музее истории трактора машине «Fordson» по праву выделено одно из наиболее почетных мест – с него начинается обзорная экскурсия по экспозиции, где представлены раритетные образцы техники. Трактор «Fordson» – это один из самых ярких символов «тракторизации» нашей страны. Он часто встречается на агитплакатах 20-30-х годов, его можно увидеть во многих киножурналах и художественных фильмах времен раннего СССР.Легко догадаться, что к созданию «Fordson» приложил руку знаменитый промышленник Генри Форд, изобретавший не только легковые автомобили, но и другую технику. Он прекрасно видел перспективность выпуска параллельно с автомобильным производством и тракторной техники. Однако акционеры «Ford Motor Company» прохладно восприняли предложения Форда по развитию тракторной тематики и заблокировали отвлечение финансов на эксперименты с сельскохозяйственными машинами. В ответ на это Форд и его сын Эдсел, как частные лица, в 1916 году создали в городе Дирброн (штат Мичиган) фирму «Henry Ford and Son». Ее продукция имела новый бренд – «Fordson». Первенец завода, разработанный в 1915 году конструкторами отдела разработок «Ford Motor Company» Йожефом Галамбом и Юджином Фаркашом, имел двигатель в 20 л.с. Количество передач составляло три вперед и одну назад.
Новое дело Форда не прогорело – недорогие и функциональные тракторы «Fordson», стоимостью порядка 400 долларов, очень скоро заполонили поля США. В 1919 году Форд построил еще один тракторный завод – в ирландском городе Корк (на родине своего отца), и «Fordson» быстро обрели популярность и на европейском континенте. Побить всех конкурентов Форду удалось не только за счет удешевления деталей и узлов, производимых поточным методом, но и благодаря простоте конструкции «Fordson». Он имел революционную компоновку, представлявшие собой жесткую конструкцию из двигателя, коробки передач и заднего моста, что позволило отказаться от тяжелой стальной рамы и снизить массу до 1130 кг. И по нынешний день безрамная компоновка считается эталонной для колесных тракторов, выпускаемых производителями техники во всем мире.
Первые «Fordson» появились в нашей стране в 1922 году, когда Советским правительством начались широкомасштабные закупки у «Henry Ford and Son». Всего в Советскую Россию до 1926 года завезли свыше 20 тысяч тракторов Форда. Однако для огромной страны это была капля в море – требовались сотни тысяч машин для коммун, сельхозартелей и товариществ по совместной обработке земель. Покупка «железных коней» за золото и культурные ценности являлась не лучшим выходом из положения. Во весь рост встала задача организации собственного поточного производства тракторов. Комиссия Высшего совета народного хозяйства СССР обследовала положение дел на заводах и определила, что массовый выпуск можно наладить только на заводе «Красный Путиловец» в Петрограде. Из-за отсутствия опыта и недостатка времени о разработке собственного образца не могло быть и речи, так что внимание сразу упало на «Fordson» как самый простой в производстве трактор.
Осенью 1923 года на завод «Красный Путиловец» (позже «Кировский завод») в Ленинграде прибыл длинный состав. Среди вагонов поезда особо выделялись шесть платформ, на которых высились ящики, плотно сбитые из толстых досок. Маркировка гласила: груз – сельскохозяйственные тракторы «Fordson» серии F – прибыли из ирландского города Корк. Директор завода Степан Афанасьев сообщил коллективу, что присланы они как образцы. И в ближайшее время всем на предприятии предстоит засучить рукава и заняться локализацией производства чрезвычайно нужного для страны «американца».
Шесть тракторов разобрали до последнего винтика и стали тщательно обмерять все детали. И с этим сразу возникли сложности: в США принята дюймовая система размеров, перенос их в сантиметровую систему заставил пролить немало пота. Затем началось металлографическое и химическое исследование деталей «Fordson». Станков и инструментов не хватало, не говоря об уровне компетенций персонала. Несмотря на трудности, уже в мае 1924 года завод выпустил первый «Фордзон-Путиловец».
Вспоминает рабочий Константин Яковлев: «Долго мы мучились с двигателем. Вроде все как положено. Тютелька в тютельку. А он не работает. В чем дело? Переделывали десятки раз. А уже 1 мая 1924 года требовалось машину показать на Первомайском параде. Но трактор не работал исправно: то коробку передач заклинит, то бобина зажигания не сработает. Вот и 1 мая трактор из опытной партии не завелся. Лезу в мотор своей машины – заклинило шестерни. Давай все опять чинить. А напарник со второго трактора мне и говорит – давай для страховки аккумуляторы на телеге установим и к машине присоединим. Если двигатели заглохнут, то хоть на аккумуляторах демонстрацию пройдем. Помчались мы на конный двор, нашли телеги поприличнее, поставили аккумуляторы и присоединили провода к мотору. Надежное дело, но нескладно получается – вся наша затея наружу видна. Тогда притащили доски, транспарант с надписью «Берегись, соха, трактор едет!» установили, артистов посадили и поехали. Выезжаем мы из ворот, а там уже демонстрация бурлит. Директор с алым бантом нам руки жмет. Гармонисты заливаются, работницы поют. Как увидели нас – шапки вверх. Трактора-то, между прочим, не подвели – двигатели отработали как надо!»
Так или иначе, путиловцам удалось справиться со всеми задачами, и 1 октября 1924 года с конвейера завода сошел первый серийный «Фордзон-Путиловец». Всего за период 1924-1933 гг., выпустили свыше 36 тысяч тракторов.
Появление «Фордзон-Путиловца» в деревне стало эпохальным событием в жизни многих регионов страны, и, конечно же, запечатлелось в летописях многих населенных пунктов. Например, в газете Палассовского района Сталинградской области можно найти заметку от 1931 года о том, как в село Кайсацкое пришел первый трактор с буквами «ФП» на радиаторе. Со страхом и удивлением наблюдали крестьяне за движением гремящего чуда. Старики качали головами: «Не будет проку от этой машины: с землей надо обращаться бережно». Но скорость и качество работы «Фордзон-Путиловца» убедили крестьян в пользе техники. Машина вскоре полюбилась крестьянам и даже получила ласковое название «Федор Павлович». «Фордзон-Путиловец», благодаря небольшой массе и высокой экономичности двигателя, основные сельскохозяйственные работы проводил с большой эффективностью. Установленный на тракторе ременной шкив позволял использовать машину в качестве привода молотилки, мельницы, насоса, механической пилы и даже электрического генератора.
В 1934 году «Федор Павлович» уступил конвейер трактору «Универсал» («Farmall F-20»), на выпуск которого лицензию приобрели у другой американской компании – «International Harvester». Но это уже совсем другая история.