Новости


27 октября в Музее истории трактора Национальной телерадиокомпанией Чувашии проводилась съемка детского  познавательного проекта «Бухты-барахты».
 29.10.2015


Фонды Музея истории трактора пополнились тематическими книгами: «Ордена Ленина Алтайский тракторный» (И.А. Пустынников, К.Р. Севастьянов, издание  1978 года), «Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе. Страницы истории» (В.В. Библик, издание 2008 года на украинском языке), «Этапы большого пути» (под общей редакцией А.Н. Елисеева, издание 2014 года), «Далекое прошлое и недавнее будущее... Из истории создания тракторов интегральной схемы в России» (А.С. Дурманов, 2014 год).     
 26.10.2015






 

 


 

02.11.2016

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ТРАКТОРА : 5 ЛЕТ ДВИЖЕНИЯ И ПОБЕД!

Научно-технический музей истории трактора в городе Чебоксары является единственным в России специализированным, образовательным и просветительским центром. На днях негосударственному учреждению культуры исполнилось 5 лет. О том, чего удалось добиться за истекшую «пятилетку», и о планах на ближайшие годы рассказал директор музея Альберт СЕРГЕЕВ.
– Альберт Николаевич, с какими достижениями встречает музей первую юбилейную дату?
– Музей истории трактора сегодня является единственным в стране негосударственным научно-техническим музеем, прошедшим государственную регистрацию. Как известно, основная задача любого музея – это планомерное пополнение основных фондов интересными и ценными экспонатами. Главное сокровище Музея истории трактора это, конечно, раритетные модели тракторной техники. Первоначально в коллекции имелось лишь 9 машин. Сегодня в ней насчитывается 50 раритетных тракторов со всего света. Причем, и это особый повод для гордости, 85% из них на ходу. Их можно хоть сейчас заправить топливом и завести. Есть задумка к 10-летнему юбилею вернуть к жизни все имеющиеся в музее экземпляры тракторной техники.
В поисках интересных экспонатов специалисты музея побывали во многих регионах страны. Например, благодаря нашим поклонникам во время экспедиции в Тульскую область удалось обнаружить трактор ХТЗ-7. В Тверской области – ДТ-20 (ХТЗ), а во Владимирской области – Т-40 (ЛТЗ) и Т-28Х4 (ТТЗ). Все они уже экспонируются в музее. Также при поддержке Концерна «Тракторные заводы» за рубежом найдены такие модели тракторов, как «Porsche Allgaier A111» (ФРГ, 1955 г.в.);  «Warchalowski WT-20» (Австрия, 1959 г.в.); «Fiat 25 R» (Италия, 1956 г.в.); «Universal V 445» (Румыния, 1980 г.в.) и Т-70С (Кишиневский тракторный завод, 1974 г.в.). От мэра Москвы Сергея Собянина в 2015 году музей получил в дар два трактора – харьковский Т-150К и владимирский Т-25А. Глава Чувашии Михаил Игнатьев на открытии музея презентовал волгоградский трактор ДТ-54. Музей  также формирует коллекцию старинного навесного оборудования: грабель, жаток, косилок, сеялок. У каждого из наших экспонатов есть своя история, достойная не только статьи, но даже целой книги. Все эти раритеты служат ныне благородному делу – популяризации отечественного и мирового тракторостроения.
Кроме того, в музее  экспонируется одна из лучших в мире коллекций моделей тракторов в масштабе 1:42. Их количество на сегодня достигло  700 единиц. Часть из них – это модели отечественных тракторов. Они выпущены в результате плодотворного сотрудничества с фирмой «Hachette Collections», которая проводила работы по 3D-сканированию раритетных образцов техники, представленных в музее. Французские исследователи истории тракторостроения обратились к нам в связи с тем, что зарубежным коллекционерам уже давно известны модели европейских и американских машин. Наша же техника для них пока является диковинкой. А ведь это целый пласт истории мирового машиностроения. Теперь копии тракторов из Музея истории трактора можно найти в разных странах мира. В России они распространяются вместе с изданием «Тракторы: история, люди, машины».
Всего же в фондах Музея истории трактора на данный момент насчитывается более 5000 различных экспонатов: это книги, посвященные тракторостроению; различные артефакты, связанные с историей машиностроения; 3D-презентации, слайды и фотодокументы. Есть большая фильмотека, рассчитанная на детей и взрослых, опытных специалистов и совсем «не спецов». А еще коллекция картин в жанре соцреализма, плакаты времен первых пятилеток, разные станки, использовавшиеся на тракторных заводах, почетные грамоты, ордена и знамена – весь антураж времен первых советских пятилеток, когда в нашей стране развивалась тракторная промышленность.
Помимо прочего, музеем ведется деятельность по переводу иностранной литературы на русский язык об истории мирового тракторостроения. Интересуемся мы и «тракторным» фольклором (частушками и анекдотами, где фигурируют трактор и трактористы), изучаем тракторную тему в кинематографе. Сейчас готовится к изданию ряд печатных материалов в рамках проекта «Библиотечка Музея истории трактора».

– Как музею удалось достичь таких впечатляющих результатов?  
– Все перечисленные достижения вряд ли бы были возможны, если не содействие Концерна «Тракторные заводы» и лично президента холдинга Михаила Болотина. Именно Михаилу Григорьевичу принадлежала идея открытия Музея истории трактора в столице российского тяжелого промышленного тракторостроения – городе Чебоксары, где находится завод «Промтрактор». Всемерное содействие проекту оказали Союз машиностроителей России, Фонд российской культуры и ГК «Ростехнологии».
В штате учреждения сегодня трудится пять специалистов, но число людей, всей душой преданных делу развития музея, этим количеством не ограничивается. Тесно с нами сотрудничают практически все производственные и торгово-сервисные единицы Концерна «Тракторные заводы», департаменты холдинга, Советы молодежи и профсоюзы предприятий.
Становятся верными друзьями, а в некоторых случаях, не постесняюсь этого слова, даже фанатами – и многие посетители музея, оставляя не только восторженные отзывы, но и всячески помогая проекту словом и делом. Например, один из почитателей музея прислал недавно запасные части для машины, снятой с производства несколько десятилетий назад. Другой поклонник нашел старинное навесное оборудование для трактора. Третьи присылают книги и фотографии.
Сайт музея и странички в социальных сетях также прибавляют популярности, позволяя раздвигать рамки провинциальности до международных масштабов. Об этом можно судить по восторженным отзывам посетителей в Книге отзывов на самых разных языках.
Являясь членом Ассоциации научно-технических музеев Российского комитета Международного совета музеев, учреждение развивает тесные культурные связи с другими музеями страны, участвует в федеральных и республиканских проектах. Сейчас, например, Музей истории трактора совместно с Концерном «Тракторные заводы», Союзом машиностроителей России и ФГУП «Политехнический музей» дал старт проекту «Сохраним и приумножим тракторную историю» по сбору информации о тракторах-памятниках, установленных на постаменты в разное время и в разных уголках нашей страны. По итогам акции планируется издать каталог и интерактивную карту, интересную как туристам, так и историкам, ведь каждый памятник получит собственный уникальный паспорт. Эта информация будет затем востребована при организации работ по атрибуции и реставрации технических памятников.

– Расскажите подробнее о наиболее ценных экспонатах.
– Жемчужиной коллекции музея по праву можно признать трактор «Fordson». Поначалу его приняли за отечественный «Фордзон-Путиловец». Однако реставрация показала, что это исходный «американец», в 1924 году взятый за основу для первого серийного трактора отечественного производства, выпускавшегося в Петрограде. Другой редкостной машиной, сошедшей с конвейера Сталинградского тракторного завода в 30-х годах, является СТЗ-15/30. Любят фанаты фотографироваться и на фоне изящного харьковского ДТ-20.
Но ценными экспонаты становятся не сразу – большинство машин прибывает в музей, как вы понимаете, в плачевном состоянии. Им требуется тщательная реставрация. И в этом деле, повторюсь, неоценима бескорыстная помощь наших партнеров, предоставляющих квалифицированные исторические и технические консультации. В их числе – Евгений Шаманский из подмосковного Королева, Леонид Станкевич из Латвии, сотни энтузиастов  из Москвы, Ульяновска, Самары, Чувашии и многих других регионов.
Наши экспонаты, хочу отметить, это не статичные груды железа: они наглядно демонстрируют эволюцию тракторостроения, «оживляют» в умах людей историю машиностроения, придают ей достоверность и убедительность. Например, у нас есть обширная интерактивная зона, где каждый может смело трогать экспонаты руками. И даже прокатиться на настоящем тракторе, вдохнув особенный запах «тракторного» ретро. Музеем часто проводятся тест-драйвы для желающих научиться управлять раритетным трактором. И поверьте – с первого раза не у каждого получится «слить» по старинке шлангом топливо, завести веревкой «пускач», провернуть дизель, а затем управлять многотонной махиной без гидравлики. Трудно! Зато какие впечатления остаются на всю жизнь. А какими героями выглядят папы в глазах своих жен и детей, оживившие старинный трактор. Такое запоминается на всю жизнь!
Не забываем мы и о совсем юных посетителях – им не только разрешаем подниматься в кабины раритетных машин, но и разрешаем поуправлять различными радиоуправляемыми тракторами на специальном мини-полигоне, где можно перемещать грунт, отгружать его в подвижной состав. У нас даже представлена дистанционно управляемая модель трактора для марсианской экспедиции.

– Кстати, на какую целевую аудиторию ориентируется музей?
– Мы рады всем, вне зависимости от возраста. Самые частые гости у нас – это студенты и школьники. Сейчас учреждение активно участвует в федеральной программе «Живые уроки». Причем экспонатами музея интересуются не только технические классы и факультеты вузов и колледжей: мы проводим занятия по обществознанию, истории, экономике, географии, литературе, физике, информатике, технологии и окружающему миру. Кроме того, каждую субботу в Музее истории трактора проходят занятия детского кружка «Четруша», где собираются фанаты музея из числа дошколят и школьников начальных классов. Малыши недавно сняли любительский видеоклип «Трактор ты мой, заводной». За несколько дней этот ролик набрал тысячи просмотров.
Дети у нас занимаются любознательные, при изучении новой темы с ходу засыпают тысячами вопросов. Но с другой стороны, когда видишь неподдельный интерес подрастающего поколения к технике, с удовлетворением отмечаешь – есть у нашей молодежи тяга к технике, к тракторам, а значит машиностроительная отрасль в нашей стране всегда была, есть и будет!
В последнее время увеличился и поток семейных экскурсий, активно идут даже с грудными малышами на руках, в колясках. Ну и традиционно, в летний сезон, частые гости у нас туристы со всех уголков мира, прибывающие в Чебоксары круизными теплоходами. Между прочим, некоторые из них знают о Музее истории трактора из Интернета и, сходя на набережную Волги, непременно просят показать коллекцию старинных тракторов. В этом году к ним прибавились пассажиры туристических троллейбусов. Поэтому освоили аппараты по считыванию электронных билетов и поставили терминал для безналичных расчетов – музей идет в ногу со временем, стараясь сделать экскурсии максимально комфортными. Количество посетителей из года в год растет. Если в 2011 году музей посетили около 5000 гостей, за 2015 – около 30 тысяч. Неудивительно, что музей стал лауреатом республиканского конкурса «Лидер туриндустрии Чувашии», как туристический объект, планомерно популяризирующий промышленный туризм.

– Какие проекты музея наиболее востребованы и почему?
– Одним из самых известных проектов, бесспорно, является конкурс «Кулибин XXI века». Это состязание самобытных конструкторов, которые из различных деталей, имеющих порой отдаленное отношение к технике, умудряются создавать настоящие тракторы и навесное оборудование к ним. Есть такие «кулибины», которые умудрялись в своих сараях создавать многотонные тракторы. Так, например, завоевал на нашем конкурсе славу и известность пасечник Валерий Терентьев. Изобретатель-самоучка по собственным чертежам воплотил в железе многотонную шарнирно-сочлененную машину с гидравлической системой, валом отбора мощности, способную агрегатироваться с широким спектром фабричного навесного оборудования.  
Ежегодно Музей истории трактора выступает на «Дне поля», на Всероссийских сельских спортивных играх, присутствует на стенде Концерна «Тракторные заводы» во время проведения Межрегиональной выставки «Регионы: сотрудничество без границ». В этом году женская тракторная бригада, организованная музеем, стала настоящей изюминкой «Ночи музеев» 27 мая, продемонстрировав ретро-трактор-шоу. Также трактористки с блеском выступили в этом году на Дне республики Чувашия в райцентре Аликово и во время празднования Дня города Чебоксары.
Регулярно музей проводит тракторные пробеги. Однажды энтузиасты музея вызвали неподдельный ажиотаж, проехав на старинных тракторах по ряду районов Чувашской Республики: так прошла реконструкция исторического события – появления в Чувашии первых машинно-тракторных станций. Намерены повторить этот опыт, чтобы собрать побольше информации о женских тракторных бригадах, действовавших в городах и колхозах во время Великой Отечественной войны. Это повод для молодежи задуматься о трудовом подвиге прабабушек.  
«Не зарастет народная тропа» – это еще один востребованный проект. В его рамках мы организовываем передвижные художественные выставки «Вокруг железного коня». Например, в прошлом году проводили вернисаж, посвященный 40-летию выпуска первенца Чебоксарского завода промтракторов – бульдозера Т-330. А в мае этого года в «Ночь музеев» совместно с Чебоксарским художественным училищем приглашали всех на «Индустриальное биеннале».

– Какая поддержка оказывается вашему музею?
– Концерн, основавший музей, выделяет средства на содержание учреждения, что уже немало, учитывая, что площадь экспозиции составляет 1500 кв. м. Скоро эти площади увеличатся за счет мастерских, дополнительных выставочных павильонов и интерактивной зоны. Но в остальном учреждение на полном хозрасчете.
Реставрационные работы не могут проводиться только благодаря энтузиазму увлеченных историей людей. Тут выручают и производственные предприятия Концерна «Тракторные заводы», а также вузы и ссузы технического направления – Чебоксарский электромеханический колледж, машиностроительный факультет ЧувГУ.
Музей истории трактора – яркий образец успешного частно-государственного партнерства. Бизнес вложил финансовые средства, теперь мы стараемся активно подключать к участию в наших проектах различные органы власти. Потому что главная наша цель – не зарабатывание денег, а всемерная популяризация машиностроения, истории нашей страны, в первую очередь, среди молодежи, чтобы обеспечивать тем самым преемственность поколений. Не случайно наш музей активно поддерживается Союзом машиностроителей России.
Мы всегда открыты для интересных предложений и новых проектов. И с энтузиазмом принимаем участие в республиканских и городских проектах. Ощущаем заботу и поддержку городской администрации: недавно при помощи мэрии была оборудована парковка для экскурсионных троллейбусов, поставлены дорожные указатели, есть проект создания рядом с музеем технического парка.
Приятно видеть, что усилия по развитию Музея истории трактора приносят плоды. Сегодня он по праву вошел в число значимых достопримечательностей России и стал для всех туристов и любителей техники одним из брендов города Чебоксары

Возврат к списку