Новости


В начале рабочей недели коллектив Научно-технического музея истории трактора ждал приятный сюрприз!

Настоящий ценитель раритетных экспонатов, патриот отечественного тракторостроения и друг Музея передал в дар уникальный коллекционный набор спичек, который был специально изготовлен к Международной выставке "Сельхозтехника-78", проходившей в столице нашей страны с 13 августа по 14 сентября 1978 года.
 23.08.2022


С 7 по 14 августа мероприятие проходило одновременно с региональной выставкой-ярмаркой «Аграрная неделя Ленинградской области», на зеленых широких полях АО «Приневское».
Впервые по приглашению АО «Росагролизинг» Музей истории трактора на одной из демонстрационных площадок чемпионата представил выставку из 15 раритетных тракторов отечественного и зарубежного производства.
Коллектив Музея начал подготовку к выездному мероприятию задолго до его начала. В мастерской Кулибина, созданной в учреждении, были полностью отреставрированы 7 единиц раритетной техники. Уникальная бригада трактористок под руководством директора учреждения Альберта Сергеева специально для чемпионата разработала новую эксклюзивную программу трактор-шоу «В бригаде только девушки».  
 17.08.2022






 

 


 

20.03.2017

Уважаемый «Федор Павлович»

В Музее истории трактора машине «Fordson» по праву выделено одно из наиболее почетных мест  – с него  начинается обзорная экскурсия по экспозиции, где представлены раритетные образцы техники. Трактор «Fordson» – это один из самых ярких символов «тракторизации» нашей страны. Он часто встречается на агитплакатах 20-30-х годов, его можно увидеть во многих киножурналах и художественных фильмах времен раннего СССР.

Легко догадаться, что к созданию «Fordson» приложил руку знаменитый промышленник Генри Форд, изобретавший не только легковые автомобили, но и другую технику. Он прекрасно видел перспективность выпуска параллельно с автомобильным производством и тракторной техники. Однако акционеры «Ford Motor Company» прохладно восприняли предложения Форда по развитию тракторной тематики и заблокировали отвлечение финансов на эксперименты с сельскохозяйственными машинами. В ответ на это Форд и его сын Эдсел, как частные лица, в 1916 году создали в городе Дирброн (штат Мичиган) фирму «Henry Ford and Son». Ее продукция имела новый бренд – «Fordson». Первенец завода, разработанный в 1915 году конструкторами отдела разработок «Ford Motor Company» Йожефом Галамбом и Юджином Фаркашом, имел  двигатель в 20 л.с. Количество передач составляло три вперед и одну назад.

Новое дело Форда не прогорело – недорогие и функциональные тракторы «Fordson», стоимостью порядка 400 долларов, очень скоро заполонили поля США. В 1919 году Форд построил еще один тракторный завод – в ирландском городе Корк (на родине своего отца), и «Fordson» быстро обрели популярность и на европейском континенте. Побить всех конкурентов Форду удалось не только за счет удешевления деталей и узлов, производимых поточным методом, но и благодаря простоте конструкции «Fordson». Он имел революционную компоновку, представлявшие собой жесткую конструкцию из двигателя, коробки передач и заднего моста, что позволило отказаться от тяжелой стальной рамы и снизить массу до 1130 кг. И по нынешний день безрамная компоновка считается эталонной для колесных тракторов, выпускаемых производителями техники во всем мире.

Первые «Fordson» появились в нашей стране в 1922 году, когда Советским правительством начались широкомасштабные закупки у «Henry Ford and Son». Всего в Советскую Россию до 1926 года завезли свыше 20 тысяч тракторов Форда. Однако для огромной страны это была капля в море – требовались сотни тысяч машин для коммун, сельхозартелей и товариществ по совместной обработке земель. Покупка «железных коней» за золото и культурные ценности являлась не лучшим выходом из положения. Во весь рост встала задача организации собственного поточного производства тракторов. Комиссия Высшего совета народного хозяйства СССР обследовала положение дел на заводах и определила, что массовый выпуск можно наладить только на заводе «Красный Путиловец» в Петрограде. Из-за отсутствия опыта и недостатка времени о разработке собственного образца не могло быть и речи, так что внимание сразу упало на «Fordson» как самый простой в производстве трактор.
Осенью 1923 года на завод «Красный Путиловец» (позже «Кировский завод») в Ленинграде прибыл длинный состав. Среди вагонов поезда особо выделялись шесть платформ, на которых высились ящики, плотно сбитые из толстых досок. Маркировка гласила: груз – сельскохозяйственные тракторы «Fordson» серии F  – прибыли из ирландского города Корк. Директор завода Степан Афанасьев сообщил коллективу, что  присланы они как образцы. И в ближайшее время всем на предприятии предстоит засучить рукава и заняться локализацией производства чрезвычайно нужного для страны «американца».
Шесть тракторов разобрали до последнего винтика и стали тщательно обмерять все детали. И с этим сразу возникли сложности: в США принята дюймовая система размеров, перенос их в сантиметровую систему заставил пролить немало пота.  Затем началось металлографическое и химическое исследование деталей «Fordson». Станков и инструментов не хватало, не говоря об уровне компетенций персонала. Несмотря на трудности, уже в мае 1924 года завод выпустил первый «Фордзон-Путиловец».
Вспоминает рабочий Константин Яковлев: «Долго мы мучились с двигателем. Вроде все как положено. Тютелька в тютельку. А он не работает. В чем дело? Переделывали десятки раз. А уже 1 мая 1924 года требовалось машину показать на Первомайском параде. Но трактор не работал исправно: то коробку передач заклинит, то бобина зажигания не сработает. Вот и 1 мая трактор из опытной партии не завелся. Лезу в мотор своей машины – заклинило шестерни. Давай все опять чинить. А напарник со второго трактора мне и говорит – давай для страховки аккумуляторы на телеге установим и к машине присоединим. Если двигатели заглохнут, то хоть на аккумуляторах демонстрацию пройдем. Помчались мы на конный двор, нашли телеги поприличнее, поставили аккумуляторы и присоединили провода к мотору. Надежное дело, но нескладно получается – вся наша затея наружу видна. Тогда притащили доски, транспарант с надписью «Берегись, соха, трактор едет!» установили, артистов посадили и поехали. Выезжаем мы из ворот, а там уже демонстрация бурлит. Директор с алым бантом нам руки жмет. Гармонисты заливаются, работницы поют. Как увидели нас – шапки вверх. Трактора-то, между прочим, не подвели – двигатели отработали как надо!»

Так или иначе, путиловцам удалось справиться со всеми задачами, и 1 октября 1924 года с конвейера завода сошел первый серийный «Фордзон-Путиловец». Всего за период 1924-1933 гг., выпустили свыше 36 тысяч тракторов.
Появление  «Фордзон-Путиловца» в деревне стало эпохальным событием в жизни многих регионов страны, и, конечно же, запечатлелось в летописях многих населенных пунктов. Например, в газете Палассовского района Сталинградской области можно найти заметку от 1931 года о том, как в  село Кайсацкое пришел первый трактор с буквами «ФП» на радиаторе. Со страхом и удивлением наблюдали  крестьяне  за движением гремящего чуда. Старики качали головами: «Не будет проку от этой машины: с землей надо обращаться бережно». Но скорость и качество работы «Фордзон-Путиловца» убедили  крестьян в пользе техники. Машина вскоре полюбилась крестьянам и даже получила ласковое название «Федор Павлович». «Фордзон-Путиловец», благодаря небольшой массе и высокой экономичности двигателя, основные сельскохозяйственные работы проводил с большой эффективностью. Установленный на тракторе ременной шкив позволял использовать машину в качестве привода молотилки, мельницы, насоса, механической пилы и даже электрического генератора.
В 1934 году «Федор Павлович» уступил конвейер трактору «Универсал» («Farmall F-20»), на выпуск которого лицензию приобрели у другой американской компании – «International Harvester». Но это уже совсем другая история.


Возврат к списку