Новости


Сразу пять круизных кораблей пришвартовалось 10 июня в Чебоксарском речном порту. Для гостей столицы Чувашии в этот день Музей истории трактора организовал передвижную выставку прямо у причалов
 11.06.2019


Завершился учебный год периода 2018-2019 года. У тысяч мальчишек и девчонок начались летние каникулы. В том числе и у ребят из клуба юных техников «Четруша», действующего при Музее истории трактора
 07.06.2019






 

 


 

10.04.2015

Новенький СТЗ 15/30 на Площади Республики Чебоксар!

Музей истории трактора по просьбе администрации города Чебоксары принял участие в акции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На Площади Республики города многие смогли увидеть легендарный трактор СТЗ-15/30. Работы по реставрации были проведены специалистами ОАО "Промтрактор". Подобная машина явилась первенцем Сталинградского тракторного завода. С большим интересом горожане знакомились с историей раритета. Появление пахотного колесного трактора СТЗ-15/30 стало важным событием в индустриализации страны. А все начиналось так: мысль о необходимости постройки специализированного тракторного завода впервые прозвучала 19 января 1925 года в выступлении Феликса Дзержинского на Пленуме ЦК РКП(б). На постройку объекта претендовали Ростов-на-Дону, Харьков, Таганрог, Воронеж и др. В 1926 году Высший Совет народного хозяйства СССР принял решение о строительстве первого в стране тракторного завода в городе Сталинград (совр. Волгоград). Небывалая по масштабам тех времен стройка расположилась на волжском берегу в 14 км. от центра города. Основные работы по проектированию завода были выполнены советскими инженерами (А.М. Богданов, Н.А. Волков, А.А. Дюфур и др.) и фирмой Albert Kahn Inc., основанной знаменитым американским архитектором Альбертом Каном. В 20-е годы в стране еще не был накоплен собственный опыт проектирования недорогих массовых тракторов и, главное, создания технологии их крупносерийного выпуска. Поэтому первый трактор, как и многие другие машины тех лет, приобрели в США. По результатам испытаний различных зарубежных тракторов, проведенных в Советском Союзе летом 1926 года, лучшей моделью был признан легкий Mc Cormic Deering 10/20. Его и рекомендовали в качестве прототипа первого сталинградского трактора. Но советские инженеры вовремя выдвинули идею, что для нашей страны нужна более мощная модель трактора, обладающая запасом прочности и надежности, увеличенным моторесурсом в тяжелых условиях эксплуатации. В результате, к серийному производству в Сталинграде приняли более мощный и тяжелый трактор International 15/30. 17 июня 1930 года в 15 часов со сталинградского конвейера сошел первый трактор СТЗ-15/30. Уже 20 апреля 1932 года завод вышел на свою проектную мощность (меньше, чем через 2 года!). Завод давал 144 трактора в сутки! А в 1931 году выпуск точно таких же тракторов был освоен на Харьковском тракторном заводе. Первые СТЗ и СХТЗ предназначались для выполнения работы с двухкорпусными, трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в том числе с приводом от вала отбора мощности, а также для приведения в действие стационарных машин. Карбюраторный четырехтактный 4-цилиндровый двигатель работал на керосине. Он развивал мощность 30 л.с. (22 кВт). Тракторист оперировал трехскоростной коробкой передач. В результате, машина развивала скорость в диапазоне от 3,5 до 7,4 км/ч, а максимальное тяговое усилие на крюке достигало 15 л.с. (11 кВт). Как и большинство пахотных тракторов того периода, СТЗ-15/30 был настоящей железной машиной со стальными колесами! Первый трактор воплощал в себе простые, удобные в производстве и эксплуатации технические решения. Этот трактор явил собой новый этап развития отечественной экономики - курс на индустрию. Акция стала поводом, чтоб в очередной раз вспомнить о героическом трудовом подвиге заводчан, которые в военное лихолетье уже с октября 1941 года смогли выпустить 1,5 тысячи танков Т-34. Сталинградский тракторный не прекращал своей работы даже тогда, когда войскам Вермахта удалось прорваться к городу. Производство было остановлено только тогда, когда бои шли уже непосредственно на территории самого завода (13 сентября 1942 г.), а со 2 февраля 1943 г., когда территория завода была полностью очищена от немцев, началось восстановление цехов. Уже 10 июля 1943 г. заводчане отправили на фронт первый эшелон отремонтированных танков. Многим жителям Чувашии, принявшим участие в акции, знаком и интересен Музей истории трактора, где собрано более 50 образцов "старой" техники. Во время мероприятия горожане благодарили руководство "Концерна "Тракторные заводы" за сохранение исторического технического наследия, создание центра демонстрации раритетной техники. Тех, кто еще не был в Музее, приглашаем познакомиться с экспозицией, где желающим будут представлены другие раритеты отечественного и зарубежного тракторостроения.

Возврат к списку